«Франция» и дядюшка Луи

Матео Полетти| опубликовано в номере №800, сентябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

В среду, 11 мая 1960 года, в Сен - Назере в присутствии генерала де Голля и стотысячной толпы жителей был спущен на воду самый большой в мире пассажирский пароход «Франция».

Рабочие и техники морских судоверфей Сен - Назера могут справедливо гордиться этим изумительным единством современной техники, прекрасного вкуса и комфорта.

Перед второй мировой войной Франция, построив «Нормандию», стала обладательницей самого большого океанского парохода в мире. Но техническое превосходство младшей сестры «Нормандии» бесспорно: несмотря на несколько больший размер, «Франция» на 15 тысяч тонн легче, так как во многих местах сталь была заменена легкими сплавами и обшивка корпуса сварена, а не соединена заклепками, как прежде.

Французская пресса не скупится на детали: пароход насчитывает 950 кают с двумя и тремя койками; во всех каютах есть телефон, а в каютах «люкс» имеется непосредственная связь с землей по радио; воздух кондиционирован, пассажиры могут пользоваться горячей, холодной и ледяной водой; телевизоры будут принимать передачи вблизи от берега; четыре установки позволят дистиллировать морскую воду и давать от 1 000 до 1 400 тонн пресной воды в день.

«Франция» начала строиться 7 октября 1957 года.

Два с половиной года спустя, в солнечный день 11 мая, все трудящееся население Сен - Назера собралось на верфях на берегу Луары. Люди с гордостью следили за внушительным сооружением, спускающимся на воду. Да, с гордостью... и с беспокойством.

Постройка «Франции» окончена. Что теперь будут делать 10 тысяч рабочих судоверфей? За несколько минут до спуска парохода на воду директор г - н Фулд в речи, произнесенной в присутствии генерала де Голля, заявил: «Наши верфи могут обеспечить судостроителей работой только до последнего квартала 1960 года;

дальнейшая ситуация нас беспокоит...» И прибавил: «Мы попросили помощи за границей: одна американская фирма обещала нам помочь...»

Мы знаем, что это значит! Рабочие гораздо больше беспокоятся о будущем, нежели их директор; прежде всего потому, что в Сен - Назере, «столице морских судоверфей Франции», нет других предприятий, и, если верфи закроются, город умрет. И еще потому, что директор, используя создавшееся положение, отказывает рабочим в увеличении заработной платы.

Когда Египет национализировал Суэцкий канал, нефтяные тресты, тресты морских сооружений предприняли лихорадочную и бессмысленную деятельность.

Судоверфи Сен - Назера выполняли многочисленные заказы на постройку танкеров, но этот искусственный бум продолжался недолго. В настоящее время большое число неиспользованных танкеров стоит в портах, и судоверфи свертывают работу. Борьба между международными трестами морских построек становится все более напряженной. И в этой борьбе японские и датские тресты часто оказываются сильнее своих французских конкурентов. Вот именно это и объясняет г - н Фулд из Сен - Назера своим рабочим: «Вы понимаете, японцы и датчане строят дешевле нас, так как заработная плата их рабочих ниже вашей».

Совершенно ясно, что парни из Сен - Назера не лопались на эту удочку. И когда однажды г - н Фулд жаловался профсоюзным деятелям на трагическое положение на судоверфях, один из них напомнил ему, что пять или семь лет тому назад судоверфи отказались принять заказ Советского Союза на постройку торговых судов под тем предлогом, что русские якобы будут перевозить на них «стратегические товары».

Я не знаю, можно ли было увидеть 11 мая в толпе, жадно следившей за спуском «Франции», высокую фигуру моего дядюшки Луи. Моему дядюшке Луи сейчас шестьдесят пять лет. Он проработал на судоверфи сорок девять лет. Одаренный, умный и серьезный рабочий стал мастером по резанию металла. Первые листы обшивки корпуса «Нормандии» были вырезаны им. Мало - помалу он приобрел опыт и стал одним из лучших рабочих верфи. Чем старше он становился, тем больше любил он пароходы. Из окон своего маленького дома на бульваре Осеан он смотрел, как они входили в порт, выходили в море или же ждали прилива. В 1957 году, когда правительство решило строить «Францию», дирекция судоверфей доверила ему резание обшивки нового судна. Ему даже была оказана честь начать первому строить пароход «Франция».

Он был очень взволнован, мой дядюшка Луи, и я до сих пор слышу его слова: «Когда «Франция» будет построена в 1960 году, мне будет шестьдесят пять лет и я уйду на пенсию».

Но в 1958 году многое изменилось на верфях. Г - н Фулд, директор верфей, послал несколько молодых инженеров на практику на датские и японские судоверфи. По возвращении в Сен - Назер они отчитывались перед ним.

Главный инженер несколько раз говорил дядюшке Луи: «В Японии танкеры строят в два раза быстрее, чем у нас. Если мы хотим с ними конкурировать и снизить наши цены, то мы должны следовать их примеру».

Много раз Луи думал над этой проблемой: «Сократить время вдвое можно только при условии усовершенствования оборудования цехов». Но когда он говорил об этой единственной возможности главному инженеру, тот неизменно отвечал: «Мы заменим два пресса, но рабочие должны больше работать».

При каждом удобном случае Луи делали замечания: «Вы не умеете руководить рабочими», «Вы слишком добры», «Вы не требовательны» и т. д. «Почему, - говорили ему, - вы не избавитесь от этого рабочего? Он, конечно, квалифицированный, но ему уже шестьдесят лет!...»

Луи думал. Он смотрел на рабочих верфи, когда они уходили после работы домой. У всех были усталые лица. Конечно, времени на постройку танкеров уходило меньше, но зарплата рабочих не менялась.

Иногда его охватывало чувство протеста: «Бесчеловечно заставлять людей столько работать!» А иногда он начинал сомневаться: «Ты стареешь, Луи, ты отстаешь от жизни...» Он больше не знал, как быть. Он потерял покой. И однажды утром, неожиданно для всех, ушел на пенсию. Никто его не стал удерживать.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Свидание с вечностью

К 600-летию со дня рождения Андрея Рублева