Формулы протягивают руки

Э Данилова| опубликовано в номере №914, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одном почтенном институте подрались сразу несколько кандидатов технических наук. Как выяснилось, одна из них готовился стать доктором. Можно сказать, именно это обстоятельство и послужило поводом для потасовки. А причиной оказалась... новая машина. Новая машина встала на пути бойко продвигавшейся диссертации и так внезапно, так неожиданно все ее положения сделала устаревшими.

Автор диссертации не смог пережить это потрясение и вместе с приятелями попытался повлиять на разработку новой конструкции упомянутым выше доморощенным способом.

Битва завязалась в институте (провожали на пенсию сотрудника), продолжалась на лестнице жилого дома. Пострадавшему изобретателю, автору новой конструкции, на другой день был выдан бюллетень.

Мне надо было только сесть за стол, подвинуть к себе пишущую машинку н написать по этому поводу лихой фельетон. Но на бумагу, вроде как доказательство от противного, просилось совсем иное событие, событие полугодовой давности. Я не стала сопротивляться, тем более что у двух этих событий самая прямая связь.

Два дня серьезных вопросов

Где-то, кажется, в июле сидела я перед Георгием Давыдовым, кандидатом технических наук, внештатным секретарем горкома комсомола, и нехотя записывала в блокнот стандартные фразы. Что успех технического прогресса страны находится в зависимости от способности к творческому росту молодых ученых и что горком намерен в октябре собрать комсомольских секретарей всех научных и отраслевых институтов и поговорить об этих самых способностях; что мешает их развитию и как их лучше организовать. Тогда, в июле, никто не знал, что выйдет из этого в октябре. И вот в однодневном доме отдыха с несерьезным названием «Елочки», с сумасшедше желтыми березами сто двадцать начинающих ученых собрались и завели разговор будто бы даже немного не на свою тему.

В зале на двести мест открывали стеклянные двери, и тогда гулял между рядами подступающий холод осени. Никто не обращал внимания на холод - комсомольские секретари говорили о том, какие организационные задачи ставит современность перед наукой и как их должно решать.

Именами больших ученых в зале кидались, как мячиками, отчаянно пронзительными мыслями крыли сухие, узаконенные догмы, подкрепляя свои положения цитатами из Маркса и Ленина. Шел деловой, рабочий разговор. Он пошел, как сказал один из ораторов, по двум скрещивающимся прямым. Одни говорили о проблемах, решаемых в рамках комсомола, другие - о проблемах, для решения которых требуется вмешательство более компетентных организаций.

Давыдов бросил карандаш и посмотрел на меня деланно-озабоченно:

- Неужели понятно?

Я как можно более непринужденно пожала плечами.

- Очень красиво звучит «плавающий вес»!

Давыдов вздохнул (ему всегда бывает жаль убитого времени).

- Плавающий вес - всего только термин, - сказал он сдержанно и, извинившись, отошел к группе споривших.

А я с набросанной им схемой подсела к Валере Миляеву, физику с голубыми, может быть, даже слишком для мужчины голубыми глазами, и попросила рассказать еще раз все сначала и помедленней.

- Хорошо, - терпеливо сказал Валерий, и опять заплясали передо мной иксы-игреки, и по осям координат теперь уже Балериной рукой откладывались отдельно люди, сотрудники воображаемой лаборатории, отдельно их творческая отдача; и плавающий вес, коэффициент важности, помноженный на сумму баллов, выведенную из множества сложных параметров, математически точно определял местонахождение соответствующей точки на вычерченной Давыдовым вертикали. А у изгибающейся, как змея, кривой снова безжалостно обрубался хвост. Валерий отсекал его карандашом, подытоживая:

- С теми, кто оказался в хвосте, требуется особый разговор. Разбираться надо персонально: может, у человека жилья нет или живет далеко, за городом, а может, он попросту ленив либо бездарен. Тогда ему жмут руку и - до свиданья!

- А как же трудовое законодательство?

- Лично я считаю, на данном этапе оно прикрывает лентяев и бездарей в науке. Но, с другой стороны, ничто не вечно под луной... За нами остается право анализировать.

Они пришли к этому самостоятельно, кандидат наук Георгий Давыдов и младший научный сотрудник Валерий Миляев. И когда год назад на очередной комсомольской конференции Георгий впервые попытался рассказать с трибуны о разработанной им схеме количественного подхода к качественной оценке производительности труда ученого, Валерий уловил за шумом зала родственную мысль и, протолкавшись потом к Давыдову, потребовал уточнения в деталях. Формулы, оказывается, протягивают руки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены