Форд или отбросы

П Лопатин| опубликовано в номере №109, сентябрь 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Электростанция, питающаяся отбросами

ГЕНРИ Форд любит говорить: - Никуда негодных отбросов в природе не существует. Отброс - это ценный материал на неподходящем месте и в неподходящих руках.

Эту мысль Форд С исключительной последовательностью осуществляет на колоссальных предприятиях, которыми он владеет.

На его громадном заводе «Ривер - Руж» стоит питающая его электрическая станция. Ее мощность - 35 тыс. лошадиных сил, т. - е. почти 3/4 нашей Волховской станции. И, тем не менее, она не съедает ни фунта того топлива, с которым мы привыкли иметь дело: ни фунта дров, торфа, угля или нефти.

Форд поймал доменный газ в особые трубы, очистил его от вредных примесей и по трубам подвел к топкам своей электростанции, заставив его отапливать паровые котлы.

Но этого оказалось мало, и Форд вспомнил про свои угольные разработки. При добыче каменного угля, при его перевозке совершенно неизбежно получаются кучи угольной пыли. Форд велел аккуратно собирать эту пыль и привозить ее к электростанции, сжигая здесь в особых, специально для этого построенных топках.

Использование пыли и шлака доменной печи

Второй отброс доменного производства - шлак - раньше в лучшем случае шел для засыпки ям или для мощения дорог.

Форд построил цементный завод. 126 тонн шлака (около 8.000 п.), получаемого из доменных печей В день, стали превращаться в нем в 2.000 бочек прекрасного цемента.

Утилизируется и третий отброс доменного производства - доменная пыль. Прежде эта пыль, состоящая на 75% из железа, считалась мусором и либо высыпалась, либо продавалась, как отброс. Теперь Форд распорядился улавливать эту пыль особыми воздушными конвейерами и доставлять прямо к сварочным печам, где ее смешивают со стальными и железными опилками (они тоже не пропадают) и превращают в массивные глыбы металла, легко поддающиеся переплавке. Благодаря этому способу удалось использовать громадное количество железа, раньше пропадавшего без пользы, не говоря уже о сбережении на транспорте мусора.

Куда идут металлические стружки

Фордовские заводы расходуют 400.000 тонн (24 млн. пуд.) железа в год. Эта цифра ясно говорит, что каждый день Форд имеет дело с сотнями тонн железных и стальных опилок, стружек и обрезков листовой стали. И ни одна тонна этих отбросов не пропадает. Специальные электрические печи, изобретенные и построенные на заводах Форда, с успехом превращают эти сотни и тысячи тонн в прекрасный металл.

Но Форд идет еще дальше: перед загрузкой в печи этих железных отбросов, он снимает приставшее к ним масло, собирая, таким образом, около 2.100 галлонов масла о день. Обычно оно идет потом для смазки или предохранения от ржавчины.

Экономия от нового способа распиловки бревен

Миллионы футов леса - ежедневная порция фордовских заводов. 40% от срубаемого леса является обычно никому ненужным отбросом: опилками, стружками, щепками. Форд заинтересовался возможностью использовать и эти отбросы.

Он начал с того, что резко уменьшил количество этик отбросов. В январе 1924 г. на его громадном лесопильном заводе в Айрон - Маунтен был введен новый способ распиловки, который дает наименьшее количество мусора и отбросов.

До этого времени части кузовов автомобиля выделывались из высушенных досок, выпиленных по определенному размеру. При обтесывании бревен выбрасываются самые лучшие, молодые слои древесины.

Система Форда заключается в том, чтобы распиливать бревна на планки, не снимая с них коры. Доски выпиливаются, независимо от формы бревна, не играющей никакой роли.

Результат этого нового способа быстро оказался: он дает Форду каждый день 40.000 рублей экономии.

Ветки, кора, щепки, солома и ореховая скорлупа

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены