Филош

Валерий Герасимов| опубликовано в номере №220, апрель 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Да, такая сухая гильотина - вещь поистине чрезвычайно «удобная»!

Однако те, кто посылал сюда Филоша, недоучитывали ряда его свойств, которые были его наиболее характерными чертами. Это - его природная жизненная сила, его железная, закаленная в классовых боях воля. Эта воля - воля класса - пошла наперекор казарменному отупляющему режиму, наперекор удушающей жаре, наперекор болезни.

Очутившись в ПОЛКУ, Филош повел работу среди солдатской массы, умело используя каждый повседневный конкретный повод, он вел широкую революционную агитацию и пропаганду среди солдат, ИСПОЛЬЗУЯ любое житейское обстоятельство тягостного казарменного быта. Эти «житейские» факты он поднимал до степени больших обобщающих, революционизирующих сознание идей. Он использовал все доступные средства и возможности.

Однажды на полковых занятиях он прочел порученный ему доклад на весьма казалось бы нейтральную тему - моторизация военных частей. Филош в первой части доклада обосновал мысль, которая, несомненно, разделялась и его командирами: он говорил о преимуществе механической силы перед живой (речь шла об использование мотора в кавалерийских частях), он детально, с исключительным знанием дела перечислял эти преимущества.

«Но, - перешел он к заключительной части доклада, - при каких условиях все технические завоевания действительно играют полезную роль для человека? И при каких обстоятельствах они направлены против интересов народа, против завоеваний культуры?»

Филош не мог выразить свою мысль с предельной классовой четкостью, но и все то, что он сказал, произвело впечатление разорвавшейся борьбы. Солдат покинуло полудремотное состояние казарменной учебы, командный состав был поражен, настолько, что никто во - время не догадался прервать пламенную речь солдата - коммуниста. При общем напряженном молчании Филош довел ее до конца. За нее Филош поплатился месячной отсидкой в карцере.

Вскоре Филош выступил в качестве непосредственного революционного руководителя и организатора солдатской массы.

Воспользовавшись недовольством солдат (полуголодным питанием), Филош организовал и провел манифестацию массового протеста.

Командный состав был настолько застигнут врасплох, что пошел навстречу их требованиям. Солдатская масса в борьбе выросла и закалилась. Авторитет коммуниста - солдата поднялся исключительно высоко. Сам же Филош был брошен в военную крепость, где ему предстояло отсиживать месяцы.

Но отгороженный от массы непроницаемым камнем, он снова жил в ней и с ней. Однажды мимо крепости прошла демонстрация в белых развевающихся одеждах. Это были арабы. Беспримерный случай! Эти представители «чуждой» расы требовали освобождения одного из солдат той самой армии, чьи штыки всеми средствами подготовлялись против них же самих!

Протестовала и солдатская масса. По рукам ходили листовки, в которых голос революции звучал все отчетливей и отчетливей. И что поразительнее всего - передовой статьей была только что написанная статья Филоша, в ней он призывал солдат к дальнейшей борьбе и победам.

Эта всепроницаемость заключенного окончательно сразила командный состав полка. Впрочем то, что казалось им вероятно почти что «мистикой», объяснялось простейшим законом подлинно революционной массовой работы. Тысячи нитей связывали заключенного Филоша с волей. Достаточно оказать, что среди симпатизирующих ему и его идеям был младший адъютант полковника, унтер - офицер канцелярии, уже не говоря о симпатиях тех, кто призван был его непосредствен - но охранять.

Но высшие чины, обнаруживая статьи заключенного, с изумлением, граничащим с ужасом, констатировали: - Filoche, diable c'est lui!

Филош отбыл два года военной службы. Он вернулся во Францию. в Париж. Но почти регулярная отсидка в военной крепости, наконец ужасная, изнуряющая тропическая лихорадка, которая, согласно правильным расчетам посылавших его в Африку, все же настигла его, дорвали крепкий организм. Он повез больную печень и больное сердце.

Но он привез и непреклонную волю пролетарского революционера, ясную голову сознательного коммуниста. Партия поручает ему ответственную работу, связанную с антивоенной пропагандой. Но Филош только на очень короткий срок смог отдаться партийной работе. По доносу провокатора он попадает в руки полиции, а затем и во французскую тюрьму... При арест в одной изолированной камере его избили до полусмерти. Впрочем, это еще лучшая участь - полицейским не удалось довести этого сухощавого, стройного, мускулистого человека до беспамятства. Обычно, когда это им удается, они окончательно добивают человека и вместо него выносят уже навсегда замолкший, неподвижный, окровавленный мешок с костями.

Однако задание изъять из жизни этого ненавистного, неистребимого Филоша остается в силе. С этой целью изыскиваются все новые способы. Однажды его вызывают на свидание. Обрадованный Филош идет. Его сопровождает огромный детина с тяжелыми, как у гориллы, руками душителя, с каменной челюстью боксера. Филош настораживается еще больше, когда видит, что полицейский вводит его в длиннейший полутемный, абсолютно глухой коридор.

Там детина обрушивается грязными ругательствами на Филоша: «Красная собака, сволочь, животное, мерзавец».

Филош молчит. Он понимает, что провокация. Наконец его начиняют толкать, бить по лицу, дергать за волосы. Филош молчит.

Полицейский выходит из себя. Со всей силой бьет он Филоша по зубам... Тот молчит. Он знает, что самое главное - миновать этот глухой коридор, где без свидетелей его безнаказанно пристрелят, как собаку, объяснив затем, что это было сделано при «попытке к бегству».

Но вот Филош легко вздохнул. Коридор уперся в лестницу, откуда идет свет. Игра со смертью кон - пилась. Но полицейский идет на последний шаг: ловким движением руки срывает он с Филоша ручные кандалы, замок которых был заранее несомненно испорчен, и выхватывает револьвер. Простейший инстинкт жизни толкает Филоша бежать. Скорее. Немедленно. Но само - обладание революционера подсказывает иное: он не должен дать подстрелить себя с видимостью «попытки к бегству». И вот Филош раскованными руками обвивает туловище полицейского. Он крепко прижимается к полуубийце так, что лица их соприкасаются, и говорит негромко, просто:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены