Фильмы, мобилизующие зрителя

Л Семенов| опубликовано в номере №304, апрель 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

В связи с 20-летием славной Рабоче - Крестьянской Красной Армии наша кинематография выпустила ряд фильмов, являющихся достойным подарком советскому зрителю. Таковы «Граница на замке» (сценарий Долгополова и Бачелиса, режиссер - Журавлев), «Если завтра война» (поставлен бригадой под руководством режиссера Дзигана) и «Глубокий рейд» (режиссер - П. Малахов). Все перечисленные фильмы посвящены одной теме - защите нашей великой родины.

Герои фильма «Граница на замке» - обыкновенные советские люди. Верные сыны своей родины, они принимают порученную им защиту границ как высокое доверие, как великую честь. А враг не дремлет. «Глухонемой» старик в подозрительной близости от границы «собирает грибы». Это бывший кулак. Другой кулак, владевший раньше хутором, в котором сейчас цветущий колхоз, живет по ту сторону, у самой нашей границы. Оба кулака связаны между собою, и через них разведка сопредельного государства перебрасывает в нашу страну шпионов и диверсантов.

Опытный диверсант барон фон Штейнбах на наших глазах преображается в «шофера Тимофеева». Он в совершенстве овладел языком и манерой поведения наших людей. В сопровождении бывшего владельца хутора фон Штейнбах переходит границу для выполнения важного диверсионного задания.

Но не дремлет и советская разведка. Начальнику заставы заранее известно, что границу перейдет шпион. Отдается приказ взять врага живым. И куда бы ни бросился барон фон Штейнбах - «шофер Тимофеев», - советская земля встречает его ненавидящими глазами пограничников, колхозников, детей, следящих за врагом из - за каждого прикрытия, каждого дерева, каждого куста. Меткая пуля давно могла бы прикончить врага, но пограничники помнят приказ - взять живым. Долго и упорно преследуют пограничники диверсанта. Наконец, он схвачен, обезоружен и связан...

Следующий фильм - «Если завтра война» - переносит нас в будущее. Без объявления войны, внезапным ударом фашистские отряды нарушают советскую границу. Этот удар принимают на себя бойцы пограничной заставы, может быть, той же самой заставы, которую видели мы в предыдущем фильме. Героически обороняясь, они задерживают врага ровно столько времени, сколько требуется для того, чтобы подошли наши части.

Тут мы видим могучую технику, которой вооружила славных бойцов Советская страна. Безудержно несутся в атаку гигантские танки, ураганный огонь артиллерии не дает врагу сосредоточиться, его преследуют моторизованные и кавалерийские части, бомбят самолеты. Части доблестной Красной Армии победоносно вступают на территорию агрессора.

Фильм показывает грозное могущество нашей страны, которое не исчерпывается одной техникой. Главная сила, обеспечившая победу, - советский патриотизм. Мы видим, как на заводах идет запись добровольцев. С какой любовью провожает население идущих на защиту родины бойцов. Вот по Красной площади бесконечной лентой проходят полки. Их приветствует вождь народов великий Сталин, мудрое руководство которого - непререкаемый залог победы и в этом грозном бою...

Третий фильм - «Глубокий рейд» - также посвящен теме будущей войны. После того как враг нарушает границу, советский Воздушный Флот получает задание - глубоко проникнув на территорию противника, уничтожить крупнейший центр его оборонной промышленности.

В воздух поднимаются сотни советских самолетов. Они быстро достигают цели, но противник открывает огонь...

Зритель наблюдает незабываемые, героические эпизоды. Командир подбитого самолета приказывает выброситься на парашютах всему экипажу. Теперь, выполняя приказание, он должен выброситься и сам, но внезапно видит замаскированный, подземный аэродром врага. Жертвуя жизнью, героический летчик устремляет машину на бетонированную площадку. Самолет взрывается, вспыхивает пожар - и подземный аэродром врага уничтожен...

Высокий героизм и блестящее искусство советских летчиков обеспечивают успешное выполнение задания. Центр оборонной промышленности агрессора уничтожен.

Фильмы, о которых мы рассказываем, не лишены погрешностей. Во всех трех фильмах недостаточно подробно и убедительно раскрыт источник советского героизма - характер людей нашей страны. Но все три фильма имеют решающее достоинство: они близки думам и чувствам нашего народа, правильно выражают их.

Фильм «Граница на замке» правдиво и просто показывает героические будни пограничников. Лишенная надуманности и ложного пафоса, убедительно доказывающая, что любой героический поступок осознается защитниками. наших границ как прямое выполнение долга, картина эта тепло принимается зрителем.

Фильм «Если завтра война» хорошо показывает движение масс. Игровые, специально поставленные, разыгранные актерами эпизоды сочетаются в фильме с большими кусками хроники, т.е. с запечатленной на кинематографической ленте подлинной советской действительностью.

Когда мы видим в фильме, как Герои Советского Союза Громов, Водопьянов и другие садятся в самолеты, чтобы лететь на врага, - это не значит, что Героев изображают загримированные под них актеры. Нет, сняты настоящие Герои. И они не позировали для данного фильма, а сняты в нормальной своей рабочей обстановке. Соответственные куски хроники придают эпизодам фильма непререкаемую убедительность и огромную, впечатляющую силу. Ибо мы знаем: будут гордые соколы нашей родины поражать врага, будут завоевывать победы! Своеобразный монтаж игрового фильма с хроникой не обманул нас, но помог нам заглянуть в будущее.

Несколько специальный характер носит третий фильм - «Глубокий рейд», цель которого - показать зрителю все стратегические особенности совершаемой воздушной операции. Цель эта достигается.

Все три фильма нисколько не покрывают, разумеется, долга нашей кинематографии перед оборонной темой.

Советский зритель ждет множества разнообразных, талантливых и глубоких фильмов, отражающих патриотические чувства нашего народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Пятеро

Из эпохи гражданской войны