Фильм о большом человеке

Ю Севрук| опубликовано в номере №324, декабрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

Самое лучшее, самое ценное в нашей социалистической отчизне - это люди, большевики, преобразователи общества и природы. Все, что мы уже завоевали и сделали, и все, что нам предстоит сделать и завоевать в будущем, все это покоится на силе и мужестве, на твердой воле и ясном разуме советских людей, учеников и питомцев великого Сталина.

Народ выдвигает из своей среды руководителей, в личности которых как бы сконцентрированы его лучшие творческие силы, зоркость и прямота партийной мысли, лучшие моральные качества передового человека нашего времени.

Таким историческим деятелем сталинского типа был незабвенный Сергей Миронович Киров.

Таков Петр Михайлович Шахов, герой фильма «Великий гражданин»; в этом прекрасном образе, созданном советским искусством, мы узнаем дорогие и памятные каждому из нас кировские черты.

Года два назад, в первой серии «Великого гражданина», мы видели молодого Шахова, громившего троцкистско - зиновьевских негодяев и отстаивавшего генеральную линию нашей партии. Действие фильма происходило в период XV съезда ВКП(б). Зрителей покоряла большевистская страстность Шахова, его поистине железная твердость и непоколебимая вера в историческую правоту дела Ленина - Сталина.

Теперь, во второй, заключительной серии, характер Шахова раскрылся еще более ярко. Мы ощущаем все обаяние человечески - прекрасной личности замечательного большевика.

Лето 1934 года. Прошло несколько месяцев после XVII съезда партии большевиков, «съезда победителей». Страна охвачена созидательным подъемом. Шахов, первый секретарь крайкома партии, весь поглощен творчеством новой жизни, стоящей еще в строительных лесах второй сталинской пятилетки. Мы видим Шахова и на трибуне совещания ударников, когда он силой своего проникновенного слова буквально поднимает слушающих его людей, мы встречаем его и на строительстве канала, и среди рабочих завода «Красный металлист», дающего стране «одну треть всех тракторов и одну пятую всех танков». Везде Шахов организует и направляет работу тысяч людей, будоражит их, бросает новые идеи и мысли, помогает и словом и делом. Он живая душа, организатор и вдохновитель социалистической реконструкции большого индустриального края.

Неутомимо работает творческая мысль Шахова. Когда на «Красном металлисте» возникает стихийное движение передовых рабочих, смело ломающих старые технические нормы и считающих возможным значительно увеличить производительность главного конвейера, Шахов сразу улавливает громадное прогрессивное значение этого движения, его социалистический характер. Горячо и взволнованно говорит он на совещании ударников:

- Только слепой, только враг может не видеть, что за лесами нашей стройки, за великими планами сталинских пятилеток уже вырисовываются прекрасные черты нового, свободного человека, творца и преобразователя. И то, что мы можем таких людей позвать и посоветоваться, как им дальше жить и работать, - это, товарищи, нужно понять. В этом наша сила, и эту силу победить невозможно.... Ну, можно разбомбить города, можно взорвать заводы и сверху и снизу, но невозможно сломить, победить и уничтожить народ, который не только понял, но и осуществил вековую мечту человечества.

Эта окрыленность Шахова величайшими идеями нашего времени, это его уменье видеть большое в малом пронизывают всю его деятельность, сквозят в его отношении к людям, в самом стиле его работы и жизни.

Как заботливый и мудрый садовник, растит и воспитывает Шахов большевистские кадры. Вот молодая работница Надя Колесникова, инициатор движения за высокую производительность труда. Шахов смело выдвигает ее на пост директора «Красного металлиста» и помогает ей стать государственным деятелем, руководителем громадного завода. Вот муж Нади - начальник Каналстроя Колесников; вот ударник того же строительства - Ибрагимов. Все это молодые, талантливые, напористые люди, друзья и опора Шахова.

Шахов, как никто, умеет сразу понять человека, помочь ему. Маленький, но характерный штрих. Однажды на Каналстрое к Шахову подбежала плачущая девушка. Оказалось, что ее не приняли в комсомол из - за... красоты. Ибрагимов сказал, что такая хорошенькая девушка может только скомпрометировать организацию. И на совещание ударников ее не послали. Тот же Ибрагимов заявил, что ее рационализаторские предложения ничего не стоят... А она сама мечтает быть такой, как Надя Колесникова.

- Он тебя любит, этот Ибрагимов, - решает Шахов.

Девушка сперва не верит Шахову, но скоро выясняется, что он все - таки прав...

Шахову было, конечно, нетрудно разгадать причину огорчений плачущей девушки. Интересно в этом эпизоде другое: Шахов сразу угадал в ней хорошего, стоящего человека, ему понравилась ее мечта, и он сам послал ее на совещание ударников.

И в больших делах Шахов также умеет руководствоваться оценкой моральных качеств человека.

До Нади Колесниковой директором «Красного металлиста» был старый большевик Дубок. Он подпал под влияние технического авторитета инженера Авдеева и стал противиться новаторским предложениям Колесниковой и других передовых рабочих. В дело вмешался Шахов. Поняв, что его игра все равно проиграна, Авдеев сделал ловкий ход: он выступил с покаянной речью, признал возможность перевода конвейера на новый режим и постарался всю вину свалить на Дубка.

Авдеев - вредитель. Ни Дубок, ни Шахов этого еще не знают. Но Шахов все же отстраняет Авдеева от руководства заводом, так как чувствует его моральную нечистоплотность.

- Ведь вы пришли к руководству завода не совсем чистыми методами, а дело, движение, которое сейчас поднялось из самых низов, удивительно чистое... - говорит он Авдееву. - Люди показывают себя как большие хозяева жизни... И для того, чтобы этим руководить, нужны чистые руки, и очень чистые руки. А у вас... у вас... Вы использовали самокритику по принципу: «Я сам себя ударю легче, чем ударит другой».

И Шахов тут же формулирует:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены