Фигурное катание

Евгений Пермяк| опубликовано в номере №1200, май 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказы

В класс новой московской школы вошла черная девочка и отрекомендовалась по-русски, с трудом выговаривая слова:

– Я есть африканка... Меня имья зовут Катуша... Катьуша, – поправилась она и добавила: – Яблоки и грушьи...

Ребята выбежали здороваться с ней, и она протягивала обе руки, то одной паре, то другой.

— Выбирай, Катюша, место, – попросил ее староста класса.

— Она сядет со мной, потому что я тоже Катя, – стала настаивать шустрая белокурая школьница.

— Хорошьё, – отозвалась черная девочка, и ей было освобождено место рядом с Катей.

Так радостно началось знакомство, а продолжилось оно хуже. Черная Катюша знала немало русских слов, и ее понимали, она же с трудом понимала русские слова.

– Мне хорошьё уметь говорить, а слушайт мне очен есть темно.

И всем стало ясно, что Катюше нужна помощь, и все решили, что этим займется отличница из отличниц Надя Куркина по прозвищу «Фигуркина».

Надя с огромной радостью взялась помогать Катюше и ввела ее в свою семью. Все африканку приняли в семье Куркиных так, словно она была с ними знакома давно.

Помогать Катюше было легко и трудно. Легко, потому что она была очень одаренной девочкой. А трудность заключалась в языке.

Без него и самый легкий урок не поймешь. А обучить языку не так просто. Особенно когда обучающий не знает язык обучаемого. И Надя решила заняться Катюшиным языком.

– О, это ты, Надьа, тебе надо голос сломайт, – противилась Катюша и как могла объяснила, что ее народ маленький, а слов у него много-много, но еще нет букв и словаря.

И все же Надя занялась Катюшиным языком. Показывала на стул и спрашивала: «Что это?» Африканка отвечала, а иногда записывала русскими буквами свои родные слова. И вскоре не только Надя, но и .ее бабушка стали разговаривать на смешанном и смешном языке. Плохо и очень плохо, но все же понятно.

Катя и ее бабушка изобрели способ разговора с показыванием, с действием. Бабушка или Катя говорили медленно, чуть ли не нараспев: «Я пью воду из стакана». Они пили воду из стакана, затем просили это же самое повторить Катюшу, и она повторяла по нескольку раз, добиваясь точности произношения слов.

Говорить медленно и понятно входило в привычку Надиной семьи.

Очень много времени тратила Надя, чтобы приучить Катю слушать и понимать русские слова. У Нади и у Катюши оказалось две школы, двойные уроки, в классе и дома.

Исключительно хороший слух помогал африканке овладевать нелегким для нее русским языком. И, читая вслух, она усваивала самое трудное – правильное звучание фраз. Африканка, щеголяя русской речью, поражала учителей и учеников.

Все по справедливости прославляли Надю, писали о ней хвалебные заметки, дарили ее вниманием и превозносили до небес, особенно после того, как африканка стала отличницей. Это уже было настоящим чудом, замеченным и за пределами школы.

Надя ходила чуть ли не в героинях. Все знали, говорили о ней, всегда замечали ее... Но... Без «но» здесь не обойтись.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены