ФЭВ в лицах

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1309, декабрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Я не думаю, что многие разработчики «Гимнаста-2» уйдут от нас. ВЭФ – крупная фирма, и человеку с конструкторской жилкой тут есть где развернуться. И главное: создание этого комплекса дало знания и опыт, которые трудно переоценить. Вполне возможно, что эта работа станет толчком к выпуску какой-то новой аппаратуры, необходимой народному хозяйству. Не исключено, что кто-то из специалистов действительно уйдет, как уходят отличные работники, выращенные нашим объединением, на другие заводы, фабрики, в научно-исследовательские учреждения и конструкторские бюро. Но это естественный процесс. ВЭФ – крупнейшее предприятие Латвии и нашей отрасли, и его задача гораздо шире, чем выполнение плана по выпуску заданной номенклатуры. Наши масштабы, возможности, наши квалифицированные кадры позволяют ВЭФу влиять на техническую политику не только своей, но и других отраслей народного хозяйства.

И то, что выросшие у нас специалисты читают лекции в вузах и техникумах, выдвигаются в руководители других предприятий, я думаю, плюс нашему коллективу: он выпускает не одни транзисторы, магнитолы, коммутационную технику – он «выпускает» знания, опыт, высококвалифицированные кадры.

В этом мнении меня укрепила еще одна «изюминка» вэфовцев – комбинат питания. Когда мне в первый раз порекомендовали посетить его, я вежливо поблагодарил, но подумал: на моем веку было много заводских столовых, если одну пропущу – меня не убудет. Потом о комбинате мне стал говорить каждый собеседник, и каждый удивлялся, что я еще там ни разу не отобедал. Пришлось сдаться.

Оказалось: действительно комбинат, а не столовая.

Три этажа. Первый – зал диетических блюд и кулинария, в которой можно не только купить готовые полуфабрикаты, но и заказать их к предстоящему семейному торжеству.

Второй этаж целиком отдан под комплексные обеды, третий – под кавказскую кухню и пельменную. Всюду самообслуживание.

Вроде бы никаких отклонений от обычного стандарта. Особенности – в деталях, мелочах. Например, в зале комплексных обедов – восемьсот посадочных мест – вам предложат три разных набора блюд. Подаются они на подносах по трем разным конвейерам. Против каждого конвейера не только меню с названием блюд, но и точный подсчет их калорийности. Стоимость обеда – шестьдесят копеек. Три двугривенных вы бросаете в прорезь автомата при входе в зал – воротца, как в метро. Этот же автомат считает, сколько человек отобедало сегодня. На выходе вы можете выбрать обед на завтра и нажать соответствующую кнопку еще одного автомата: он все подсчитает, и уже сегодня повара комбината будут знать, сколько завтра потребуется борщей, шницелей, гуляшей и компотов.

Кстати, обедать можно и в кредит. В этом случае на выходе вы подаете свой пропуск, а оператор введет его шифр в запоминающее устройство, оно суммирует вашу задолженность, сообщит в бухгалтерию, а та в конце месяца вычтет положенные деньги из зарплаты.

К какой сфере отнести это изобретение ВЭФа – экономической, производственной или социальной? Лично я уверен, что, если во время обеденного перерыва человек обедает, а не стоит в очереди за обедом, у него еще выкраивается немало времени для отдыха перед последующей работой. О нервах, настроении я уже не говорю – они не поддаются учету и оценке.

Оказалось, что ВЭФ является поставщиком и этой своей «продукции». Другие предприятия страны требуют у объединения описание и рабочие чертежи комбината питания точно так же, как требуют ускоренной отгрузки его обычной продукции.

Продолжая эту тему, хочется напомнить, что творческая личность так уж устроена, что ее созидательное начало может проявиться в самых неожиданных областях.

На заводском дворе, прямо напротив проходной, разбит уютный сквер с фонтаном. Он бьет и летом и зимой, потому что вода в нем технологическая, она была уже использована для охлаждения при разных производственных процессах, а теперь вот отдает свое тепло окружающей среде. Говорят, что в сквере свой микроклимат, что деревья тут распускаются раньше обычного и дольше не сбрасывают листву. Другие бы для охлаждения воды построили несуразную градирню, на ВЭФе разбили сквер и устроили фонтан.

Думаю, что это же творческое начало выражается и в массовом увлечении спортом. И в том, что тут как-то нестандартно подошли к вовлечению подрастающего поколения в дела взрослых: в пионерском лагере детям объясняют устройство разнообразной электротехники, дают собирать простейшие схемы, учат паять, точить – иными словами, ненавязчиво прививают рабочие навыки, уважение к профессии родителей.

На этой мажорной ноте можно было бы и окончить рассказ о ВЭФе. Но вряд ли это было бы правильно. У объединения есть немало проблем, перед ним стоит немало задач, которые по своим масштабам соответствуют размерам предприятия. Это естественно. О них мне рассказывали генеральный директор объединения Олег Константинович Ленёв и технический директор ВЭФа Ивар Рудольфович Бражис.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 – 1985 годы и на период до 1990 года» предусматривается обеспечить более полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в услугах связи, продолжить формирование единой автоматизированной сети связи страны на базе новейших систем передачи информации, увеличить протяженность междугородных телефонных каналов в 1,8 раза, количество телефонов в городах и сельской местности – в 1,3 раза, в том числе устанавливаемых у населения – в 1,4 раза. Естественно, весомый вклад в осуществление этих грандиозных планов партии предстоит внести и рижскому производственному объединению ВЭФ имени В. И. Ленина. В XI пятилетке здесь планируется на 149 процентов повысить производительность труда, освоить четыре новые модели радиоаппаратуры, наладить выпуск квазиэлектронной междугородной телефонной станции «Кварц» и электронной телеграфной станции «Курок». Как и прежде, одной из главных целей предприятия остается повышение эффективности и качества.

Задач много, но все они, в общем, вполне разрешимы, ибо решать их придется гиганту нашей индустрии – ордена Ленина рижскому производственному объединению ВЭФ имени В. И. Ленина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены