Фабрика ВУЗов

А Чернов| опубликовано в номере №613, декабрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

В тихом переулке Замоскворечья находится «Гипровуз» - огромная творческая мастерская, где советские архитекторы разрабатывают и утверждают совершенно новую отрасль архитектуры - вузовское зодчество.

«Гипровуз» означает Государственный институт по проектированию высших учебных заведений. Этот институт - единственный в мире, ибо только в нашей стране, где право на образование- достояние всех, могла быть создана такая необычайная по размаху и направленности творческая организация.

До 1917 года в России было создано, как указано в энциклопедии, 98 вузов, включая сюда и такие, как духовная академия. Но вот директор «Гипровуза» Сергей Игнатьевич Колыхаев раскрывает перед нами папку с институтскими планами:

- В 1952 году «Гипровуз» подготовил более ста проектов вновь строящихся и расширяющихся институтов и университетов.

И в этих скупых строках чувствуются сила народа, необыкновенные масштабы нашей жизни: ведь за один советский год делается больше, нежели за полтора дореволюционных века! Создаются здания факультетов, институтские лаборатории, клиники, опытные станции при вузах. Они строятся для того, чтобы наши девушки и юноши могли научиться прокладывать дороги в Кара-Кумах, побеждать страшные болезни, проникать в неизведанные тайны мироздания, изобретать сложнейшие механизмы - словом, создавать всё то, из чего складывается фундамент будущего коммунистического общества.

В творческих бригадах наряду с многоопытными мастерами работает и молодёжь. Александра Поликанина, вдумчивый молодой архитектор, успешно выступала в конкурсе на лучший проект столичного юридического института. При участии архитектора М. Фёдоровой создан отличный проект здания обсерватории Московского университета. Об этом проекте инженер-архитектор Б. А. Попов говорит с нескрываемым восторгом:

- Подумайте только: в таком сложном здании с небольшой кубатурой так искусно, так талантливо разместить сложнейшее астрономическое хозяйство! Тут подлинный творческий взлёт, прямо-таки волшебное проникновение в специфику объекта.

Это «волшебное проникновение» - плод упорного труда, результат большой работы. Ведь каждое вузовское здание - факультет, лаборатория, мастерская, клиника - должно удовлетворять своим, особенным требованиям... И чтобы создать хороший проект, надо подолгу беседовать с сотрудниками, преподавателями, профессорами.

В этих беседах, в собственном опыте рождается, очищается от лишнего и обрастает нужными замыслами любой, даже небольшой проект.

Под руководством опытного архитектора Е. Б. Калашниковой над проектом общежития Чебоксарского сельскохозяйственного института работала комсомолка Л. Меншутина. Недавняя студентка, она вложила в этот проект всю свою душу. Вспомнились годы, прожитые под одним кровом с подругами, их разговоры о том, какое общежитие построили бы они лично, - ведь придёт же такая пора, когда они получат диплом архитектора! И не случайно проект Чебоксарского института был признан одним из лучших. Копии его чертежей переданы в дар Народной Республике Болгарии.

В великой Стране Советов есть институты и в столицах, и в районных городах, и даже в сёлах. Так, в некогда глухом, почти сплошь неграмотном башкирском селе Мясогустове несколько лет назад создан учительский институт.

И вот когда создаются проекты вузов для национальных республик, нельзя забывать об особенностях местной архитектуры, местных условий. В Северной Осетии нельзя строить такое же здание, как в Туле и Чебоксарах. Институт в Ашхабаде требует сложных изысканий в области сейсмологии. Здание горного вуза в Ташкенте надо увязать с ансамблем, выдержанным в стиле классической узбекской архитектуры.

Охваченные большим творческим вдохновением, архитекторы и инженеры «Гипровуза» работают над сотнями новых проектов. И когда на законченном чертеже, на рисунке фасада уверенно ставится подпись автора и участников проекта, - это значит, что их благородный труд войдёт в века на радость и счастье многих поколении.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены