Это уже не мечта

опубликовано в номере №811, март 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Киргизия - край солнца, плодородных Долин и высоких гор, недра которых таят в себе несметные сокровища. Но нелегко к ним добраться.

Мощные хребты Тянь-Шаня протянулись с запада на восток и разделили Киргизию на две части. Только головокружительные караванные тропы, затерявшиеся высоко в горах, соединяли эти части республики. Чтобы проехать верхом по такой тропе из Фрунзе в Ошскую область, нужно было потратить больше месяца. Старые проводники говорили: «Тело довезем, а за душу не ручаемся» .

Немногие отваживались вступить в единоборство с бурными горными реками, каменными осыпями, снежными обвалами. Люди предпочитали менее опасный, окольный путь через Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

В старину слагали легенды о богатыре, раздвинувшем горы и открывшем перед народом богатства родины. Эти легенды выражали давнюю мечту киргизского народа о широкой, удобной дороге в богатейшие южные районы Киргизии. Но где найти такого сказочного богатыря, которому под силу раздвинуть горы? Разве могли поверить старики, что на месте вьючных троп ляжет когда-нибудь благоустроенная автомагистраль Фрунзе - Ош? Это было похоже на сказку, которую слышали киргизы от своих Дедов.

Но теперь это уже быль. Такая дорога строится. Она соединит глазные районы Киргизии, откроет доступ к огромным горным богатствам и соединит земли Киргизии со среднеазиатскими республиками. Дорога пройдет через четыре горных хребта, по ущельям и перевалам, местами в зоне вечной мерзлоты, в условиях постоянных горных обвалов, снежных лавин и каменных оползней.

Это строительство - небывалое по своему размаху и по своим трудностям. И, как всегда, на самых трудных участках - молодежь.

Я повсюду встречал этих неутомимых парней в полушубках и ватниках - на дорожных участках, за баранками автомашин, в кабинах бульдозеров, - борющихся с неприступными теснинами Тянь-Шаня.

Это они пробивались на машинах к участку строительства, отрезанному от мира снежными завалами. Токтогульский район остался без продуктов. Двенадцать дней и ночей, боролись водители автомашин и бульдозеров со снежными завалами, доходившими местами до четырехметровой высоты. Двенадцать дней и ночей они упорно преодолевали расстояние, которое в обычное время можно проехать за восемь часов. Последние четыре дня они ничего не ели: кончились продукты. Но ни один не притронулся к консервам, которые везли в поселок. Это они спасали мосты и механизмы от бурных горных потоков, совершали то, что казалось невыполнимым. Особенно запомнился один случай.

... По узкой горной тропе перевала, где не разъехаться и двум машинам, медленно шел экскаватор. Его сопровождали три бульдозера-один впереди и два сзади.

Много перевидали на своем веку скалы Тюя-Ашу, но такого еще не видели. Никому еще не удавалось перегнать экскаватор своим ходом через перевал!

Конечно, было проще и безопаснее разобрать экскаватор и на машинах везти его окольным путем в Сусамыр. Но для этого потребовалось бы много машин, а главное, путь их длился бы тридцать пять дней. Нет, так долго строители в Сусамыре не могли ждать! И тогда машинист экскаватора Борис Кузнецов, механик Александр Панкратов, бульдозеристы Николай Чернобровец, Григорий Церененко и Павел Новиков решили провести землеройную машину прямиком через перевал. Лишь когда необычный караван начал медленно взбираться по тропе, ребята поняли, за какое ответственное и, прямо скажем, опасное дело они взялись. Внизу зияла пропасть. Из-под гусениц в нее срывались камни. И от мысли «а что, если...» неприятный холодок пробегал по телу. Однако никто не собирался отступать.

На последнем, самом трудном повороте бульдозер Чернобровца вдруг забуксовал. Трос, которым он был связан с экскаватором, оборвался. Экскаватор стал сползать в пропасть, увлекая за собой идущий впереди бульдозер Новикова. Тогда Григорий Церененко, не задумываясь, подставил свой бульдозер под гусеницы сползающей машины.

Вскоре в Сусамыре машина Бориса Кузнецова приступила к работе...

Очень смелые эти парни в полушубках и ватниках, с комсомольскими билетами в нагрудных карманах!

Сердце бьется

Вход в портал тоннеля напоминает огромную пасть каменного чудовища. В его темную глубину уходят артерии труб, шланги со сжатым воздухом, гирлянды лампочек и мокрые рельсы. Время от времени каменное существо тяжело вздыхает - это тоннель наполняется приглушенным гулом взрывов. А потом черная пасть его долго выплевывает вагонетки с отработанной породой.

Тоннель живет своей сложной жизнью, и где-то глубоко под громадой скал бьется его сердце - передовой забой.

... Четвертые сутки не унимался буран. Со сказочной быстротой росли снежные барханы. Они до самых крыш засыпали поселок строителей. Пять бульдозеров, не выдержав схватки с пургой, недвижно стояли в снежном плену. Дорогу чистить было нечем, и тоннель оказался отрезанным от поселка и складов.

У портала образовался снежный коридор высотой в два метра. Здесь не успевали чистить пути для откатки породы. Только пройдет состав вагонеток, как тотчас пурга заметает пути, и снова, выбиваясь из сил, люди отбрасывают снег лопатами. Все силы были брошены на расчистку портала: только бы не стал передовой забой!

Неожиданно новая угроза нависла над тоннелем: в компрессорной кончалась солярка. Остановятся компрессоры, прекратится подача сжатого воздуха в забой, и тогда замолкнут перфораторы, замрет сердце тоннеля...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены