Есть на востоке добрый город

Генрих Гурков| опубликовано в номере №1352, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

С глухим стуком выброшены самолетные шасси. За иллюминатором – пестрый калейдоскоп огней. А потом – аэропорт и бесконечный строй лайнеров. Раньше здесь сходились караванные тропы, сейчас – союзные и международные маршруты авиакомпаний...

Вот и еще одно свидание с Ташкентом. Какое по счету – и не скажешь. Так уж случилось, что журналистские пути-дороги в последние двадцать лёт вновь и вновь приводили меня сюда. И каждый раз независимо от темы очередной командировки сквозь круговерть событий – больших, значительных или частных, однодневных, всегда проглядывалась, угадывалась, ощущалась, фиксировалась в блокнотах та суть, которая сделала Ташкент Ташкентом, которая определила его место в истории и жизни страны. Неповторимое место! Ведь судьбы городов, как судьбы людей: можно усмотреть сходство, но одинаковыми они не бывают.

До нынешнего приезда я видел только на фотографиях красивейшую ташкентскую площадь, совсем юную, недавно возникшую. Она названа площадью Дружбы народов. Само словосочетание для нас привычное и естественное, однако главное, вероятна, – конкретная его расшифровка. Тот смысл, который многие десятилетия вкладывал и вкладывает в это понятие Ташкент, велик и многозначен. Жизнь города неразрывно сплавлена с этим понятием. И дело, разумеется, не только в том, что у двух миллионов ташкентцев проставлены в документах 112 национальностей, – хотя много ли на свете городов, где встретишь такое? Дружба народов – это и ташкентские будни, и праздники, и ташкентская символика, выражающая суть его прошлого и настоящего. Ташкент – стране, страна – Ташкенту... Благородство и чистота этих отношений проверялись в обстоятельствах самых драматических. Ташкент всегда умел делить со страной труд и хлеб, счастье и горе. Ташкент – со страной, страна – с Ташкентом.

У Юлии Друниной есть такие строки:

Когда взлетали к небу

города

И дымом

уносились ввысь деревни,

Издалека

величественный, древний

Сиял Ташкент,

как добрая звезда...

Я пришел на площадь Дружбы народов. Цвели ошеломляющие ташкентские розы. Устремлялись в жаркое летнее небо неуверенные молодые деревца. Неброско и скромно, без многометровых постаментов, расположилась в центре площади скульптурная композиция. Человек в тюбетейке с ребенком на руках... Женщина в узбекском платке... Вокруг них – стайка ребятишек... Это – напоминание о подвиге кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены

Бахри-апа, усыновивших в годы войны четырнадцать сирот. И это напоминание о подвиге Ташкента. Сколько в нем оказалось таких семей! Узбекистан приютил в войну около миллиона эвакуированных. Среди них было 200 тысяч детей. Многие остались без родителей. Тогда в узбекских семьях появились светловолосые сыновья и дочери, которых звали Коля, Наташа, Олесь... «Ая» – мама. Это было первое узбекское слово, которое выучили они. И сегодня со всех концов Союза съезжаются сюда в отпуск, на каникулы, прилетают на веселые, шумные семейные торжества и в скорбные дни, когда о непоправимом горе,сообщает телеграмма, те, кого усыновил и вырастил Ташкент, их дети и внуки. Разные фамилии у них, а все – родня...

Да, он не был фронтовым городом, Ташкент. Война не громыхала по его улицам танковыми гусеницами и не рвала на части его дома артиллерийскими

залпами. Он не слышал стука сапог оккупантов. Но он не был в стороне от войны. Он принял сердцем беду тех, кого война лишила крова и лишила детства, изгнала из родных мест. Ташкент отдал свои самые просторные здания под госпитали. На его земле обрели прописку заводы, покинувшие Ростов, Запорожье, Днепропетровск, Воронеж... Днем и ночью устанавливали оборудование, спали возле станков. Скорее, скорее... Не было тогда мирных предприятий. Истекавший кровью фронт ждал.

Работу начинали под открытым небом, как только к моторам подключали ток, лишь позднее цеха обрастали стенами и крышей. Именно так, «с колес», начал выпускать самолеты Ли-2 эвакуированный осенью сорок первого авиационный завод, на котором испытателем был в недавнее довоенное время легендарный Валерий Чкалов. Сегодня один из многих тысяч Ли-2, с честью отслуживших свою военную и гражданскую службу, навечно застыл на заводской территории, и на его крылья кладут цветы.

Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова – одно из самых мощных и уважаемых предприятий республики. Безупречная четкость в выполнении планов... Образцовый уровень технологической дисциплины... Отлично налаженная подготовка кадров – собственные ПТУ, щедро, с умом и фантазией оборудованные; большинство мастеров – выпускники этих же самых ПТУ, убежденные энтузиасты своего «чкаловского»... Лучший в городе Дворец культуры и техники авиастроителей... Лучшие пионерские лагеря... Собственный пансионат на Иссык-Куле... Современный жилой комплекс... Все это – лишь некоторые штрихи к визитной карточке объединения.

Славится оно, к слову сказать, как своими безотказными самолетами (что, естественно, главное), так и другой, хотя и побочной, но весьма популярной в республике и за ее пределами, житейски необходимой продукцией – детскими складными колясками. Легкая, удобная, незаменимая при переездах, коляска эта – увы, пока в списках дефицита. Но позитивные сдвиги ожидаются: чкаловцы умеют искать и находить возможности дать людям то, чего им не хватает.

Год рождения почти всех ведущих ташкентских заводов – 1941-й ... Сегодня они выпускают самолеты и тракторы, экскаваторы и станки, хлопкоуборочные комбайны и электронные приборы, оборудование для текстильной и химической промышленности, электродвигатели, компрессоры, подъемные краны, ткани... И многое, многое другое. Золотыми медалями международных выставок награждают продукцию ташкентских заводов, из ста с лишним стран приходят заказы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Право на щедрость

О студенческом стройотряде безвозмездного труда

Затянувшееся детство?

О некоторых вопросах гражданского и духовного становления молодых