Если вспомнить прошлое

Александр Старостин| опубликовано в номере №792, май 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однако смысл нашего разговора в другом. Дело в том, что советский футбол в последнее время стал каким - то очень однообразным. Все наши команды без исключения применяют плотную персональную опеку соперников. И играют они как - то очень уж одинаково. По - моему, даже коллективы «Динамо» и «Спартака» сейчас мало чем отличаются один от другого. И это, конечно, в значительной мере лишает футбол зрелищного эффекта. Представьте, выходят футболисты на поле. Каждый встает около соперника и не отходит от него ни на шаг. Отсюда и необычайная сложность проведения комбинаций. Отсюда и бесчисленное количество стычек, которых подчас бывает больше, нежели настоящей игры.

Еще можно понять, когда такой тактики придерживаются слабые команды. Им, как говорится, «не до жиру, быть бы живу». Но вот выступает, скажем, московское «Динамо» против явно менее классного соперника. И большой мастер Б. Кузнецов ведет себя точно так же. Он ни на шаг не отходит от «своего» мало что умеющего крайнего форварда. Разумно ли? Нет и нет. Неверно «разменивать» сильного игрока на слабого. Дай Кузнецову большую свободу действий, - он принесет и несравненно большую пользу. Ведь он мастер, а не начинающий футболист.

Лично я против стопроцентной персональной опеки в футболе.

Конечно, нужно опекать классных мастеров, представляющих собой особо грозную силу. Например, Г. Федотова и раньше нередко «стерег» не один защитник, а два. И это была правильная опека. Но не стоит заранее лишать всех футболистов инициативы и самодеятельности.

И это характерно только для нашего футбола. Мне довелось побывать на мировом чемпионате в Швеции. Там я увидел другой футбол. Оказывается, лучшие зарубежные защитники редко прибегают к индивидуальной опеке. И как увлекателен при этом футбол! Мне думается, матчи с участием команд Бразилии и Франции могут служить образцом настоящего большого футбола. Бразильцы и французы играют очень свободно, избирают тактику, исходя из данных своих футболистов, ставят на первый план не силу, а технику и комбинационность.

Наш же футбол, как мне кажется, идет кое в чем по неправильному пути. Тренеры боятся творчества, заранее избирают тактику и подчиняют ей все действия футболистов. Некоторое время назад, к примеру, была модна тактика игры с блуждающим форвардом. Теперь почему - то все отказались от такой тактики. Возьмите и другое. Вот два центра - В. Понедельник (ростовский СКА) и Ю. Короткое («Молдова»). Первый - высокий, сильный; второй - маленький, физически несильный. И оба играют одинаково, словно близнецы. Пусть обидятся на меня тренеры, но это их вина, это они ставят футболистов в такие условия, что те не в состоянии проявить свою индивидуальность. Для «Молдовы», пожалуй, будет полезнее, если Ю. Короткое попытается играть так, как играл в свое время П. Исаков. Да и для нашего футбола это принесет только хорошее. Ведь разнообразие в спорте всегда лучше шаблона!

Хочу обратиться и в адрес Федерации футбола СССР. По - моему, федерация тоже повинна в том, что футбол у нас становится все более однообразным. Федерация рассылает командам тренировочные установки и требует их беспрекословного выполнения. Тренеры письменно отчитываются перед федерацией. И на бумаге как будто все выходит гладко. А на поле?..

Нет, мне кажется, тренеров лучше освободить от ненужной писанины. Думаю, что не стоит им также навязывать одинаковые для всех методы тренировочной работы. Это, во - первых, приучает тренеров работать «по шпаргалке», во - вторых, вольно или невольно ведет к тому единообразию, которое так портит наш современный футбол.

Не подумайте, что своим выступлением в «Клубе знаменитых капитанов» я хочу потянуть наш футбол назад, к тридцатым годам. Ни в коей мере! Я только высказал свое мнение о футболе прошлом и настоящем, рассказал о том, что меня тревожит - теперь уже как футбольного зрителя, как человека, который от всей души желает нашему футболу процветания и крупнейших международных успехов!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены