Еще о танцах

В Полунин| опубликовано в номере №245, май 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зал безукоризненно кругл. Пол желт и глянцевито ярок. Трибуна, отделанная живыми цветами, похожа на клумбу. В середине шевелится медный букет духового оркестра. На столиках стоят лампы в щеголеватых абажурах.

Если не танцевать, а, оперевшись локтями на перила трибуны, смотреть вниз - зрелище плавного скольжения кажется очень красивым.

Открытие при Сокольническом парке культуры и отдыха специального танцевального зала - это событие. Ему предшествовали самые лютые ораторские турниры. Одни говорили, что открыть можно, но чтобы танец был поучительным, имел идейно - воспитательный характер, преследовал целебные цели, отражал в себе размах новостроек и в основе был построен на строжайших категориях диалектического материализма.

С предложением этих товарищей все соглашались, но когда захотели конкретизировать, то увидели, что здесь что - то не клеится. Во - первых, нет подходящей музыки. Можно было бы конечно музыку заказать, но из ныне живущих композиторов ораторы знали только троих: Давиденко, Коваля, Чемберджи. Да и то думали, что это - все одно и то же, как Кукрыниксы, и потом неизвестно, что они пишут - музыку к песням или песни к музыке. Опять же музыку нужно оформлять в какие - то танцевальные формы. Для этого нужен хороший балетмейстер. Конечно хорошего человека среди балетмейстеров найти можно, но о диалектическом материализме он знает, вероятно, очень мало.

Вторые ораторы говорили, немного заикаясь и краснея. Они лепетали что - то невнятное, нечленораздельное. Что неплохо, дескать, использовать лучшие элементы западных танцев. Предложение вторых ораторов было также отвергнуто, так как никто не мог сказать, что же в этих танцах лучшее и что худшее.

В то время как ораторы горячились и требовали беспощадного отпора загибистам, исказистам, упрощенцам, вульгаризаторам, разнузданная фокстрот - чина властвовала на домашних вечеринках.

Против пошлятины можно выступить только с оружием нового танца. Но вот как раз других - то танцев у нас пока нет. Наши массовые новые танцы в подавляющем большинстве построены на тщедушной музыкальной и пластической основе, физкультурный танец лучше, но гимнастический элемент в нем настолько преобладает над пластикой, что в танце нет увлекательности, слияния движения и музыки.

И вот пришлось с кряхтением и тоской (пусть это будет самым жестоким позорным укором нашим композиторам и балетмейстерам!) вытащить пронафталиненных старух в кринолинах, с рюшами, байтами, и старцев в потертых гвардейских мундирах, в огромных ботфортах со звездными шпорами и с белыми лосинами на высохших ляжках. Пыль, прах, древность! И всю эту кунсткамеру пришлось впустить в советский танцевальный зал.

И вот, знаете, очень обидно видеть: парень, комсомолец, вузовец танцует с девушкой, прищелкивая якобы существующими шпорами, он становится перед ней на колено, она обегает вокруг, безнадежно улыбаясь, но бойкий мотив застигает их врасплох, они вскакивают и снова несутся вперед, притоптывая и раскланиваясь, как средневековые придворные.

Что бы вы сказали, если бы этот самый вузовец подошел в перерыв после лекции к студентке и сказал: «Сударыня, я счастлив был бы, распростершись у ваших ног, молить вас о любви, жалости и внимании». Вы сказали бы: «Чепуха, парень бузит». Но вот на цыпочках напыщенным и медлительным движением с хвастливой нарочитой грацией движется вереница молодых людей по танцзалу. Может быть, это репетиция киностатистов для массовой сцены в гостиной какого - нибудь из Людовиков? Да нет же, это танцзал Сокольнического парка, куда собралась наша молодежь потанцевать.

Почему мы должны повторять залихватские, приторно учтивые движения гвардейцев, прищелкивать мифическими шпорами? Зачем? Разве нельзя было бы выкинуть из мазурки это фатоватое и унизительное коленопреклонение и шире развить летучий бег мазурки? Ведь можно было бы! Коренной умной реконструкции можно подвергнуть многие танцы, в том числе и западные. Умертвив шаблон, пошлятину, эротику, можно добиться неплохих результатов. Нужно только отказаться от танцебоязни и привлечь на помощь квалифицированных работников искусства.

Рабочая молодежь танцует старые танцы потому, что нет новых, но танцует не так, как прежде. Характер танцев изменила сама масса. Смутное меланхоличное вращение вальса приняло более живое, бодрое выражение, на колени перед дамой ребята становятся уже несколько иронически, прищелкивание шпорами тоже смягчается ироническим отношением к мифической условности. Можно указать много моментов в танце, чуждость и никчемность которых давно почувствовали танцующие, и стали преодолевать их насмешкой над ними или новыми фигурами. Но как ни странно, вместо того чтобы использовать и направить по руслу правильного развития импровизацию и изобретательство танцующих, руководство танцзала протестует против этого. Боясь даже тени фокстрота, оно не терпит отступников от мумизированных танцевальных форм. Почему им кажется, что танцевальная импровизация должна обязательно принять формы фокстрота? Это может произойти только при полном самотеке в работе танцзала.

В перерыве между танцами делались до сих пор доклады о январском пленуме ЦК, о событиях в Германии и т. д. Январский пленум, события в Германии - это все вопросы огромнейшей важности. Мало-мальски подкованный человек, придя в танцзал, больше знает, чем то, что ему смогут по этому вопросу рассказать там в течение 10 минут. А если он не знает, то едва ли он будет что - нибудь знать после этого доклада, так как танцевальная обстановка и настроение, с каким он сюда пришел, ни в коем случае не располагают к слушанию докладов. Тем более в обычном засушливом виде.

В танце мы бродим, как в потемках. От заклинаний давно пора перейти и созданию своих новых, оригинальных танцев.

Что сделано для этого Сокольниками?

Ни одной беседы по истории танцев, ни одной беседы по разоблачению фокстротных загибов.

Открывая курсы по изучению танцев при танцзале, надо объяснять ребятам, в силу каких условий порожден тот или иной танец, каково его содержание. Отсюда, из правильного понимания природы танца будет развиваться изобретательство новых танцев. Но администрация школы этого не предусмотрела. Ни одного часа на теорию танцев! Неизвестно, коммерческий ли тут расчет или просто несообразительность.

Доклад в стенах танцзала о пленуме служит щитом против обследователей: «Что вы, товарищ, как мы не уделяем внимания воспитанию, мы вот какие важные вопросы прорабатываем». Получается так, что за танцы отвечают все, кто угодно, а администрация танцзала берет на себя ответственность за проработку январского пленума.

Что должна представлять собой эстрада танцзала? Здесь помимо теоретических бесед по искусству, истории танца, по (ритму, пластике и т. д. должны быть показаны образцы исполнения лучших танцев и наиболее удачных опытов изобретательства. Здесь в форме шаржа могут также исполняться негодные танцы. Кстати не нужно забывать о существующем уже сейчас на эстраде «любимом» доказательстве порочности фокстрота. Это его исполнение в якобы шаржевом виде. На самом деле танец оформляется в еще более вульгарном гротеске, чем он исполняется на самом деле.

А январский пленум прорабатывают в другой, более соответствующей обстановке, более основательно и крепко.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены