Есенин на чужбине

Лев Никулин| опубликовано в номере №942, август 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Вы больше ее не встречали?

— Встречал... И конец ее меня не удивил. Когда я бываю в родном ее городе, Сан-Франциско, то всегда возмущаюсь равнодушием ее земляков к памяти об Айседоре. Она открыла новую эру в искусстве танца. Кто другой осмелился бы танцевать под классическую музыку и танцевать с таким чувством ритма и пластичностью?.. О трагической смерти Сергея Есенина я узнал из газет, он ушел раньше ее. Я всегда с грустью вспоминаю этого красивого, милого, обаятельного молодого человека, очень большого поэта. Вот все, что я могу вам рассказать о нем и о ней...

Рассказ этот прояснял ту перемену, которую все видели в Есенине после его возвращения из Америки. Можно было представить себе его одиночество в «Железном Миргороде». Без языка, в чужой стране, среди чужого быта, он вынужден был искать общения с выходцами из России. Но что знали эти даже симпатизирующие ему люди о той новой России, откуда приехал поэт?..

Есенин был советский поэт, проникнутый идеями Советской, социалистической страны, и какие общие темы разговора у него могли быть с русскими, давно покинувшими Россию, а тем более с белоэмигрантами, встречавшими его с ненавистью. Так создавалась почти полная отчужденность, мучившая Есенина.

Кроме того, он не мог не сознавать своего двусмысленного положения: женат на женщине, которая была старше его; женщине, которой теперь сопутствовала шумная реклама; артистке, утратившей прежний талант, обаяние; артистке, у которой уже все было в прошлом. Все это отлично понимал умница Есенин.

Юрок рассказывал, что Есенин, если слушал речи, которые произносила Дункан о новой России, то его интересовало только, как принимает эти речи публика. Он, не зная языка, понимал, что Айседора говорит именно то, что нужно, правду о его Родине. Но, когда она выступала как танцовщица, он хмуро глядел на пожилую женщину, в танцах которой сохранились только проблески былой грации и чувства.

Это была расплата за его легкомыслие, за присущее не ему одному как поэту стремление создавать вокруг своего имени шум, привлекать к себе внимание не только как к стихотворцу, но необыкновенной личности, которой сопутствуют распространяемые обывателями сплетни и пересуды. А тут еще окружение, богема того времени, гнездившаяся в кафе «Домино», о губительном влиянии которой на поэта достаточно известно. Какую пищу для толков дали этим людям странный брак с Дункан и пребывание поэта на чужбине!

Вероятно, он понимал и то, что был последней искренней любовью этой необыкновенной женщины. Потому после грубости, недостойной поэта, он горестно восклицал:

...Дорогая, я плачу,

Прости… прости...

Об Айседоре Дункан можно было бы сказать теми же словами, которыми Александр Блок отозвался на смерть Комиссаржевской:

Так спи, измученная славой,

Любовью, жизнью, клеветой...

А Сергей Есенин по-прежнему с нами. Никогда при жизни он не был так любим, как сейчас, и он заслужил эту любовь, наш чудесный, русский, национальный поэт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены