Эльзи

Е Шатров| опубликовано в номере №605, август 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рояль стоял на эстраде, сверкая зеркальной полировкой, величественный, изящный, словно высеченный резцом скульптора из огромной глыбы чёрного мрамора. У Эльзи сильнее забилось сердце... Неужели и она сможет делать вот такие же прекрасные инструменты?

Служащий филармонии пригласил экскурсантов подойти ближе и начал объяснять устройство рояля. Как всё, оказывается, в нём сложно, как точно и умно рассчитано! Эльзи обратила внимание на необычайно тщательную отделку каждой детали. И в самом деле, у старого Освальда Урма золотые руки. Даже не верилось, что этот рояль он построил один в своей маленькой кустарной мастерской.

Музыкант опустил пальцы на клавиши, и зазвучали аккорды, то нежные, звенящие, то густые, рокочущие. Чудесный инструмент - рояль! Да ведь это счастье - самой участвовать в его постройке! Многому надо будет учиться? О, этого Эльзи никогда, не боялась!

Эльзи Хинт работала на мебельной фабрике, на той самой, которая теперь реорганизуется в фортепьянную. Все рабочие только и говорят о роялях. Вот почему комсомольцы и затеяли экскурсию в филармонию. Надо же молодым столярам как следует познакомиться с продукцией, которую предстоит теперь выпускать!

Возвращаясь с экскурсии, Эльзи шла рядом с широкоплечим, всегда спокойным Арведом Лийвасте. Ну и пусть думают, что Арвед за ней ухаживает! И вовсе не ухаживает, а дружат они, гуляют иногда вместе - и только.

- Замечательный мастер! -сказала Эльзи.

- Да... - отозвался Арвед, понимая, кого она имеет в виду. - Лучшего нет в Эстонии! А когда он жил в Ленинграде... то есть в Петербурге, ему приходилось настраивать рояли самому Римскому-Корсакову.

- Неужели? Сколько же лет Урму? Лет семьдесят?

- Примерно... Опыт у него огромный! Есть чему поучиться у такого мастера!

Осторожно подравнивая фуганком тончайшую дощечку для резонансовой деки, Освальд Урм с досадой вспоминал вчерашний разговор по поводу работы на фабрике.

Иоханес Лаур, директор фабрики, приехал на «Победе» и сидел у него часа два. Снова начались уговоры. Да разве его уговорить? Урм не верил, что все эти столяры, строгавшие до сих пор кресла и шифоньеры, смогут переквалифицироваться на ходу и начнут выпускать такие же рояли, какие делает он в своей мастерской. Директор говорил, что производственный процесс будет разбит на множество отдельных операций. Ну, и что ж! Нет такой операции в постройке рояля, которая не требовала бы от рабочего особой тонкости труда, огромной сноровки. Смешно! Мебельщики берутся за рояль!... Слыхал ли хоть кто-нибудь из них о «Хорошо темперированном клавире» Баха? Знают ли законы акустики? Отличат ли «до» от «фа»? И ему, Освальду Урму, предлагают быть среди этих столяров главным мастером!... Просто смешно!...

Конечно, сказать об этом директору было неловко. Пришлось сослаться на возраст и нездоровье. Пришлось сослаться ещё и на незаконченный рояль для консерватории. Тут-то Лаур его и поймал. Он предложил прислать с фабрики столяра в помощь: «Кстати, увидите, какие у нас краснодеревщики!» Тут уж нельзя было отказаться.

Вспоминая об этом разговоре, Урм старался представить себе рабочего, которого к нему пришлют. Это, наверное, будет здоровенный усатый детина, мрачный и неповоротливый, способный раздавить своими ручищами хрупкую деку. Впрочем, тем лучше! Можно сразу же отослать его назад и сказать Лауру напрямик, что с такими кадрами нельзя делать даже кегли.

За стеной пробило шесть часов. «Ну вот! А его нет!» -с внезапным раздражением подумал мастер. Но в ту же минуту раздался звонок в передней. Жена пошла открывать, потом крикнула:

- Освальд! Это к тебе... С фабрики.

Передвинув очки на лоб и отряхнув фартук, Урм вышел в столовую. Так он и знал! Вместо краснодеревщика прислали секретаршу. Наверно, не нашли мастера, просят извинения. Теперь-то директор уже не приехал сам!

У дверей стояла стройная сероглазая девушка в лёгком пыльнике и белых туфлях. Непослушные светлые волосы обрамляли её голову пушистым ореолом.

- Где же ваш столяр? - сердито опросил Урм.

- Это я столяр... Меня направили... - сказала девушка, немного смутившись.

Озадаченный мастер помолчал несколько секунд. Затем он осведомился всё так же сердито:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены