Две дружины

М Бременер| опубликовано в номере №642, февраль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Александр Сергеевич Рамсов, известный в Орле передовик-рационализатор, был немного озадачен, когда к нему явилась делегация учениц 4-й женской школы и торжественно вручила приглашение придти на совет дружины. Александр Сергеевич вопросительно взглянул на свою дочь Майю, ученицу седьмого класса той же школы, но Майя ничего не сказала.

Александр Сергеевич явился даже немного раньше назначенного часа. Старшая вожатая Валентина Салькова попросила его рассказать о работе на заводе. А совсем маленькая девочка, должно быть, младшая из членов совета дружины, добавила: «И, пожалуйста, о том, как вы трудности преодолеваете».

Александр Сергеевич рассказывал подробно, без тени назидательности. Под конец он упомянул, что трудится уже в счет 1961 года. И все девочки посмотрели на него с восхищением. Потом председатель совета дружины Неля Степкина неожиданно спросила:

- Александр Сергеевич! А вот чем... как вы Майе помогаете? У нее же двойки...

Теперь отец и дочь стоят перед советом дружины, и несколько мгновений оба молчат. Наконец, Александр Сергеевич с заметным смущением человека, которому давно уже не приходилось оправдываться, стал говорить, что Майя ленится, а он как-то не обращал на это внимания. Правда, он был в курсе ее дел, даже «Пионерскую правду» читал регулярно, но по-настоящему дочери не помогал. Конечно, это с его стороны - большое упущение...

Затем выступали члены совета дружины. После того как отец рассказал о своих производственных успехах, Майе особенно стыдно было слушать упреки товарищей. Внимательно прислушивался и Александр Сергеевич к словам пионерок. Чувствовалось, что прославленному новатору небезразлично мнение маленького пионерского коллектива. И еще большим уважением к пионерам проникся Александр Сергеевич, когда узнал о той интересной работе, которую ведет дружина.

Валерия Рыбалкина рассказала, как девочки посетили старую учительницу-пенсионерку Евгению Степановну Комарову, которая раньше преподавала в 4-й школе. Председатель совета отряда третьего класса доложила совету дружины, что ее отряд приготовил подарки для «подшефных» - дошколят из детского дома. Третьеклассница сообщила об этом совету обстоятельно, серьезно, и только одно было забавно в ее речи: словно с высоты зрелого возраста произносила она «наши малыши...»

Но вот кто-то спросил ее:

- Как ведет себя пионерка Лазарева?

- Ей так часто последнее время делали замечания, что мы каждый раз не обсуждали, а ждали, пока накопится несколько проступков, и тогда уж обсуждали...

Раздался смех - такой выразительный, что в нем было и порицание незадачливому совету отряда, и искреннее удивление перед фактом: «Может же еще такое случиться в нашей школе!», - и непосредственность, которой так недостает иногда «заседающим» детям.

Завязался разговор о дружбе, о внимании друг к другу.

Председатель совета дружины Неля Степкина спросила пионеров одного отряда:

- Вот вы читаете книгу «Сила дружбы». Помогает она вам, становитесь вы дружнее?

- А мы только начали читать... - последовал осторожный ответ.

- Но помогает все-таки?

- Помогает... немножко... - протянули они так же неопределенно.

- Есть опасное заблуждение, опасное и распространенное: считать, что книжный пример сам по себе наладит дружбу в жизни, - сказала старшая вожатая, когда мы остались с ней после совета в пионерской комнате. - Как будто можно взять, да и наладить дружбу по описанному образцу! Хорошо еще, когда так думает девочка, а бывает, что так думают и взрослые...

И Валентина заговорила о том, что только в общих делах, в совместных увлекательных затеях рождается пионерская дружба. Она рассказала, как возвратилась в коллектив. Дуся Ветровал, совсем было переставшая посещать школу. Дуся писала стихи и фантастический роман. Об этом Валентина узнала, придя к ней домой. Дуся сказала вожатой, что не будет больше ходить в школу: к ней плохо относятся девочки. И в самом деле, девочки относились к ней насмешливо, называли фантазеркой. Может быть, они не вкладывали бы в это слово обидного смысла, если б Дуся хорошо училась. Но Дуся училась плохо, а этого в школе не прощали никому.

Салькова привела Дусю в школу. Никакого обсуждения ее поступка устроено не было, но в тот же день Дусю назначили корреспондентом общедружинной газеты. Ей тут же было поручено написать стихотворение. Потом Дуся Ветрова стала редактировать заметки, часто такие, в которых говорилось о недостатках, присущих и ей самой. Постепенно работа в редакции вернула ее в коллектив.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены