Два юбилея

С Дурылин| опубликовано в номере №289, январь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

Многие тысячи людей, став слушателями Пушкина, делаются затем его читателями Чтец Пушкина из среды комсомольцев и активистов-культурников – это в наши дни первый проводник к Пушкину огромных народных масс.

Многомиллионный читатель я слушатель Пушкина становится в наши дни таким же многомиллионным зрителем Пушкина.

Говоря о самодеятельном театре: рабочем, колхозном, красноармейском, школьном и т. д., – мы опять вступаем в область астрономических цифр.

Всего в СССР зарегистрировано на 1936 год до 60 000 (шестьдесят тысяч!) драматических кружков и коллективов при заводах, колхозах, МТС, на транспорте и т. д. Но одна из этих самодеятельных театральных ячеек не обошла юбилея Пушкина: каждая отмечает его спектаклем, литературно-музыкальным вечером, литературным маскарадам и т. п. Но в эту ошеломляющую цифру «60 000» гае входит школьный театр. А на всем пространстве СССР нет почти ни одной школы, которая не подготовила бы пушкинского спектакля. Вот пример: средняя школа № 1 в Шуе готовит три пушкинских спектакля: три группы школьников ставят «Русалку», сцены из «Бориса Годунова и сцены из «Цыган». Таких примеров – тысячи. Каким же числам придется определить количество пушкинских спектаклей самодеятельного театра СССР в дни юбилея? Нет никакого сомнения, что оно далеко перешагнет за сотню тысяч.

Но народные массы СССР котят не только читать, слышать, смотреть произведения Пушкина: они хотят их еще изучать.

Невозможно перечислить все формы этого народного изучения Пушкина. Пушкинские кружки при библиотеках, школах; пушкинские семинары при заводах, клубах, дамах Красной армии и т. д.; систематические лекции о Пушкине и его эпохе; пушкинские конференции читателей; конкурсы на лучшее знакомство с произведениями поэта, с его биографией и историей его времени; пушкинские выставки всех типов; организация «пушкинских уголков» при школах, клубах и т. д. – все это еще не исчерпывает тех разнообразнейших форм изучения Пушкина, которые созданы в наши дни самой жизнью.

Можно составить объемистый том из писем и высказываний рабочих, колхозников, комсомольцев о том, за что они любят Пушкина.

Председатель колхоза Г. Попов, например, любит Пушкина за то, что у него все «ясно и понятно изложено: когда читаешь, то все это как будто видишь перед собой». Он почувствовал в Пушкине великого художника-реалиста.

Нового, советского читателя Пушкин пленил чистотой русского языка, простотой и ясностью, уменьем в сжатой форме выразить большое содержание, красотой стиха.

«Люблю Пушкина с ранних лет, – пишет рабочий железнодорожного депо тов. Иващенко. – Больно он хорошо пишет. Все понятно и просто. Стихи такие хорошие. Хочется их все время читать. Очень мне нравятся также «Капитанская дочка» и «Дубровский». Хотя не стихами написало, а очень хорошо. Люблю Пушкина, да, по-моему, и нельзя не любить его».

Но Пушкин-художник в сознании и любви его новых читателей неразрывно связан с Пушкиным – защитникам свободы и врагом угнетателей.

«Что ценно в Пушкине, – его протест против реакционного дворянско-помещичьего строя, – пишет секретарь курганенского райкома ВЛКСМ тов. Остроумов, – непримиримость к крепостническим порядкам и обычаям, критика самодержавия и глубокая вера в лучшее будущее».

Другой комсомолец тов. Копылев, с большой искренностью отвечает на вопрос, за что он любит Пушкина:

«Мои любимые произведения? Лично я на этот вопрос затрудняюсь ответить. Для меня нее произведения А. С. Пушкина являются любимыми. Возьмем его послание к Чаадаеву. Оно заканчивается (привожу на память) словами: «Верь, взойдет она, заря пленительного счастья, и на обломках самовластья напишут наши имена». Разве без любви можно их читать, когда поэт в них за несколько десятков лет видит вперед и говорит, что будет хорошая жизнь и имена людей, борющихся против самодержавия, войдут в историю? Или вот стихотворение «Арион». Пушкин в нем описывает этих же декабристов и себя. И это стихотворение пленяет».

«Вся наша страна любит Пушкина, – отвечает другой читатель районной библиотеки, – хотя он и жил 100 лет назад, но мы все ощущаем его и сейчас среди нас».

«Мы с полным правом назовем праздник 1899 года академическим», – писал В. В. Сиповский, подводя скудные итоги пушкинскому юбилею этого же года.

А мы уже и теперь с полным правом можем назвать пушкинский праздник 1937 года народным я притом в самом полном значении этого слова – всенародным праздником, так как в пушкинских торжествах 1937 года принимают участие все народы Союза советских социалистических республик.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Запальщик

Из нового романа. Действие происходит в Юзовке в 1905 году