Два университета

А Несмеянов, К Зубов| опубликовано в номере №537, октябрь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чехов вложил в уста одного из персонажей в «Трёх сестрах» известные слова: «В Москве два университета».

Их было действительно два. Один помещался на Моховой, другой - на Театральной площади, подлинный очаг художественной и культурной жизни страны, называвшийся Малым театром.

Старая, более чем вековая дружба, не прекращающаяся и поныне, связывает оба университета.

У них были разные способы, разные формы служения, но цель была одна. Московский университет, основанный гениальным архангельским «мужиком», стремился распространять знания в широких массах, утверждать гуманистические идеалы, будить общественное самосознание. Малый театр своим искусством будил высокие мысли и добрые чувства, призывал к борьбе за те же гуманистические идеалы. Студенты, которые слушали раздававшиеся с кафедры университета вдохновенные речи Грановского, Крюкова, Соловьёва, Ключевского и других профессоров, на протяжении десятилетий волновались животворными впечатлениями от игры Щепкина, Мочалова, Садовских, Ленского, Федотовой, Ермоловой - всей славной плеяды артистов Малого театра, потрясавших сердца, раскрывавших реалистическое, идейное искусство Грибоедова и Гоголя, Островского и Сухово - Кобылина, Шекспира и Лопе де Вега, Мольера и Шиллера.

Оттого воздействие обоих университетов на русское общество было совместным: они дополняли друг друга, и влияние их было взаимным. И если, например, знаменитая Ермолова и другие актёры трактовкой многих образов обязаны профессорам университета, то в свою очередь актёрское творчество обогащало профессорскую мысль, примером чего служит анализ фонвизинского «Недоросля», сделанный историком В. О. Ключевским под впечатлением игры артиста Малого театра Н. И. Музиля, создавшего незабываемый образ Митрофанушки.

История идейно - творческой связи университета и Малого театра весьма поучительна. Она объясняет, почему с каждым годом всё более крепла дружба между двумя центрами прогрессивной общественной мысли.

Московский университет в известном смысле можно назвать вообще колыбелью русского театра.

В 1756 году была организована «Вольная студенческая труппа», которой руководил М. М. Херасков. Студенты - разночинцы обучались пению, музыке и драматическому искусству. В «Московских ведомостях» (27 июня 1757 года) было помещено любопытное объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского Императорского Университета».

Спектакли студенческой драматической труппы давались в здании университета. Об успехах студенческого театра говорит тот факт, что в 1760 году по повелению Елизаветы часть актёров - студентов, среди которых находился молодой Фонвизин, была переведена в Петербург для пополнения труппы Волкова. В 1777 году знаменитый актёр Пётр Плавильщиков, сам воспитанник Московского университета, восстановил студенческий театр. Плавильщиков был первым «учителем декламации в университетском благородном пансионе» и первым русским актёром, который был избран членом «Общества любителей российской словесности» при Московском университете.

Московский университет был колыбелью и самого Малого театра. В его стенах дебютировал и создал ряд своих замечательных ролей отец русского сценического реализма Щепкин. В его стенах проявилось дарование Мочалова, Живокини, Дм. Ленского. Эти - то артисты и составили основное ядро труппы Малого театра.

Так с самого возникновения Малый театр оказался связанным родственными узами с Московским университетом. Не случайно личными друзьями первого актёра Малого театра Щепкина и его семьи были историки М. Погодин и Т. Грановский, Д. Перевозчиков, историк русской литературы С. Шевырёв, профессор классических литератур Д. Крюков, математик П. Щепкин. А через актёра Щепкина они были близки и к таким его ученикам, как И. Самарин, С. Шуйский и другие.

« - Я не сидел на скамьях студентов, - говорил М. Щепкин, - но с гордостью скажу, что многим обязан Московскому университету в лице его представителей. Одни научили меня мыслить; другие - глубоко понимать искусство...»

Представители русской науки были не для одного Щепкина «двигателями на сценическом поприще». С пушкинских времён при Московском университете работало «Общество любителей российской словесности», в составе членов которого находились виднейшие деятели Малого театра. В свою очередь, членами возникшего в 1891 году театрально - литературного комитета, ведавшего репертуаром Малого театра, были профессора Московского университета Тихонравов, Стороженко, Иванов, Сакулин, причём последний принимал близкое участие в деятельности театра уже в советские годы.

Хранящиеся в музее театра многочисленные студенческие письма, относящиеся к дореволюционному времени и написанные в наши дни, говорят об огромном влиянии, которое Малый театр оказывал на учащуюся молодёжь, дополняя и углубляя то, чему она научилась на университетской скамье.

Чем ближе к нашему времени, тем многограннее становится связь Малого театра и университета.

Московский университет в наши дни, как почти двести лет назад, является колыбелью искусства студентов. В 1936 году был создан студенческий театральный коллектив, ставший центром студенческой художественной самодеятельности. В активе кружка значительное числе представлений и концертов, на которых побывало около 150 тысяч зрителей. В его репертуаре «Чайка» и «Медведь» Чехова, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Мещане» Горького, «Встреча с юностью» Арбузова и т. д. В 1940 году театральный коллектив студентов занял первое место на общемосковском смотре художественной самодеятельности, а в 1941 году - такое же место на Всесоюзном смотре. Показанный тогда спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» получил очень хорошую оценку.

Студенческий кружок, выросший за тринадцать лет в жизнеспособный театральный коллектив, сыграл значительную роль в укреплении связи университета с театром. Через этот коллектив прошло больше 700 студентов, из которых многие по окончании университета стали руководителями кружков самодеятельного искусства.

Этими успехами театральный кружок студентов обязан тем, что планомерную и повседневную помощь оказывали ему наряду с артистами МХАТ и деятели Малого театра. Среди них не только старые мастера, как Е. Турчанинова, но и молодые, как Телегин, Еремеева и другие, которые делились со студентами своим опытом.

Два года назад молодые актёры Малого театра показали студентам сцены из пьес «Сотворение мира», «Горе от ума», «Правда хорошо...», «В степях Украины», «Слава» и др.

Студенты и профессора приглашаются на генеральные репетиции пьес и принимают участие в обсуждении спектаклей с постановщиками и режиссёрами. В текущем году установлено взаимное шефство театра и университета, в порядке которого профессора выступают с лекциями на научные и литературные темы в театре, а молодые артисты в связи с юбилеем театра готовят творческий отчёт молодёжи МГУ. Связь между театром и университетом простирается до того - и это весьма знаменательно для наших дней, - что в пионерлагере МГУ сорок мест предоставлено детям работников Малого театра, что на заседаниях комсомольской организации Малого театра присутствуют представители комсомольской организации университета и наоборот.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Глазами вратаря

Беседа с заслуженным мастером спорта А. Хомичем