Два трупа в вечных льдах

М Слепнев| опубликовано в номере №161, июль 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прошлой зимой на мысе Северном разыгралась трагедия, стоившая жизни двум лучшим пилотам Америки. Летчики Эйельсон и Борланд отправились на помощь пассажирам шхуны «Нанук», застрявшей во льдах, и погибли при неудачном спуске. Летчик Слепнев, руководивший советской экспедицией по перевозне на аэропланах пассажиров с советского судна «Ставрополь», также застрявшего во льдах, рассказывает о розысках пропавших американцев.

Старик «Ставрополь» пробирался во Владивосток из далекого колымского рейса; прошел Чаунскую губу, где, раздавленный льдами и брошенный людьми, покоился американец «Элизифа», и кроша и ломая льды, врубился в пролив Лонга.

Вел «старика», отмеченного Амундсеном в своем дневнике, Павел Георгиевич Миловзоров. Хмурилось у капитана обветренное лицо, когда встречал он впереди все новые и новые поля льда, правда, пока годовалого и битого. Верила вся команда в своего капитана, в судно и надеялась через 15 дней обнять своих жен и детей.

Показался Нордкоп, названный так английским мореплавателем Куком, или наш суровый, черный, неприветливый мыс Северный, от одного вида которого становилось холодно.

«Ставрополь», с работающими на полный ход машинами, шел все тише и тише. Неожиданно он уперся в громадную льдину, вошел в нее носом на целых два метра и... стал. И почудилась капитану зимовка. Это значит - девять месяцев стоянки со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одно мгновение показалось, что есть выход: слева от судна оторвало кусок ледяного поля, во льду широко разошлась трещина, и дежурный матрос, сидевший на мачте, на радостях уверял, что видит мыс Дежнева и что «завтра выйдем». Насчет мыса верили слабо, а вот насчет «выйдем» хотелось верить.

Пронеслась по разводью, гулко стуча своим дизелем, американская шхуна «Нанук». Тоже уперлась носом и тоже стала. В октябре, когда уже все примирились с зимовкой, владелец «Нанука», мистер Свенсон, пришел навестить больного Миловзорова. Не прошли даром капитану двадцатичасовые стоянки на мостике, в пургу и метели, слег капитан, и судовой врач силился поставить диагноз: плеврит, бронхит, воспаление. Свенсон с легким акцентом изрек, что у мисс Мэриан пропадает год в колледже, что он сам терпит убыток, ибо не может продать пушнину в этом году, и что он уже сговорился с «Аляской Аэрвайс» о вывозе людей и пушнины на аэропланах.

Это была бомба.

Что значит Мэриан, что значит пушнина, когда можно увезти пассажиров с этого проклятого места, можно через месяц быть дома, можно... Да мало ли что можно сделать, когда для этого есть соответствующие средства.

Пищали «марконики» на обоих судах, где - то совещались комиссии, обменивались нотами, и где - то пилоты прокладывали курсы на картах, уверяя, что все моторы хороши, кроме поставленных у них на самолетах.

Вы спрашиваете, как летают? Это делается очень просто.

«Сэр! Советское правительство не встречает препятствий, чтобы аэропланы Соединенных Штатов сделали 18 рейсов над территорией Союза советских социалистических республик от мыса Дежнева до мыса Северного и обратно. Примите и т. д.»...

«Пилоту Слепневу. Вам надлежит погрузить аэропланы на ледорез «Литке» и, дойдя на нем до бухты «Провидение» на Чукотском полуострове, приступить к летной работе по вывозу пассажиров с застрявшего у мыса Северного парохода «Ставрополь». В случае изменения обстановки поступить по своему усмотрению, преследуя общее задание экспедиции. В ваше распоряжение назначаются»...

Полковник Эйельсон перелетел Ледовитый океан с мыса Барроу на Шпицберген. Полковник Эйельсон был командором Антарктической экспедиции. Полковник Эйельсон взял лучший гамильтон с почтовой линии, поднялся с Аляски, прилетел на мыс Северный, взял четырех человек, полтонны пушнины и прилетел на Аляску.

Полковник Эйельсон вылетел 10 ноября второй раз с Теллора на Аляске к мысу Северному и... туда не прибыл.

«ВЕРНУТЬ ВСЮ КОМАНДУ ИЗ ОТПУСКОВ. СРОЧНО ВЫПУСТИТЬ ЛЕДОРЕЗ «ЛИТКЕ» ИЗ РЕМОНТА И ВЫЙТИ В ПОЛЯРНЫЙ РЕЙС».

На совещании капитанов мнения разделились. Одни считали, что рейс выполним и что рейсы зимой не совершаются исключительно из - за косности мореплавателей. Другие также находили, что рейс выполним, но только не для «Литке», которым представляет из себя яхту полярного типа, очень много берущую воды на нос, с низ ко сидящей кормой. Обратный рейс показал, что эти указания были правильны, но другого подходящего судна не было, и 7 ноября, сопутствуемый гудками всех судов и вымпелами: «Счастливого пути!»,

22 ноября ледорез развернулся в воротах гавани Эмма, в Беринговом море, отдал правый якорь и стал в полуторакилометрах от берега.

Выписка из дневника:

«10 декабря, вторник. Вчера на рассвете ушел «Литке». Первый день за полтора месяца, как все утряслось, и жизнь вошла в колею. Установил дежурство по мойке посуды, уборке комнат и топке печей. Барометр идет поверху, но очень пасмурно, сопки закрыты. Механик Фарих «выявляет» бензинопроводы на самолете № 177: сперва аккуратно отвинчивает ниппеля, затем проволокой продергивает трубки, все свинчивает, пробует поток бензина и... начинает все сначала».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены