Два шофера

Анатолий Аграновский| опубликовано в номере №493, декабрь 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что - то тяжёлое ударило меня по ноге. - Не закрепили ещё, - извиняющимся голосом сказал шофёр, - аккумулятор прыгает.

Действительно, на полу громыхал и подскакивал железный аккумулятор. Тут только разглядел я, в какую машину меня занесло. Пол был деревянный, дверцы тоже из свежевыструганных досок, сидением служила какая - то ветошь, рычаги были самые разнообразные - баранка даже от легковой машины, - и ни одного прибора на приборной доске.

- Что это за машина?

- «Оппель - Олимпия» собственного производства! - весело ответил водитель.

И шофёр начал рассказ. Он был настолько интересен, что я легко вспоминаю его сегодня.

Итак, говорит шофёр колхоза «Искра» Алексей Зима:

- Знатное у нас село Байбузы. Нигде таких нет! Помните Тараса Шевченко:

«Вишнёвый садик возле хаты,

Хрущи над вишнями снуют,

С плугами пахари идут,

Идут домой, поют дивчата,

А матери их дома ждут...»

То он про Байбузы говорил. Не иначе! Только о реке он забыл написать. А есть у нас Ольшанка, ох и речка! Она во всём виновата...

Алексей задумался, если только можно применить это слово к человеку, который, уцепившись за руль, выискивает в свете одной - единственной фары скрывающуюся в вечернем сумраке дорогу.

- Да, - продолжал он, - началось всё это два года назад. Как вернулся я с армии, не узнаю людей. Не одни мы, значит, за войну изменились. Какие дела, какие планы! И ведь чего задумали - орошение! Ну, прямо горят все за влагу. Дед у нас есть один древний, Мирон Ладан, так и тот: «Если бы мы имели шлюз на Ольшанке, - говорит, - яка ни яка носуха, були б с хлебом».

Только прибыл я, на другой день общее собрание. И выступавшие, как один: «Так больше жить нельзя!», «Нужен свой дождь в любое время!», «Хватит надеяться на бога!».

Старик - счетовод Юхим Климович Коваль берёт слово: «Когда вас ещё и на свете не было, жила у нас здесь помещица Балашова. С причудами была баба: помешалась на лошадях. Приедет из Санкт - Петербурга на месяц, а ей к станции каборнет подают на шестёрке серых, а мужу её - шестёрку вороных, а сыну - шестёрку каурых. Все по мастям. Я это отлично помню, сам хворейтором при ней состоял. Так она для тех коней загату на реке приказала соорудить: заливными лугами интересовалась. И представьте, подняли воду. Слабая плотника - известно, яка тогда техника была, - а всё же с толком, по три укоса за лето брали».

Так разошёлся народ на собрании, ну, прямо хоть сейчас начинай строительство. Единогласно приняли - ставить плотину. И ведь не шуточки: приехал техник, мерил, рассчитывал, составил проект, и вышло: в одном нашем колхозе 1516 гектаров будут орошены, да ещё у соседей - «Червона зирка», «8 - е березня» и других - всего до 3 тысяч гектаров. Сила!

Всё учли, всё запланировали. Одна беда - транспорта нет. Как ни крути, полтыщи кубометров леса привезти надо. Сколько это волами тянуть? «МУ - 2» - нужная, конечно, штука в колхозе. Помычал, хвостами покрутят, да и подвезут чего - нибудь поблизости. А уж лес возить, сами понимаете, машина нужна. Ну, прямо позарез нужна!

Зовёт нас председатель, меня и Грицька Чепурного. Моя маты та его батько - родные брат и сестра. Так что мы вроде в братьях. Приходим к Василию Кондратьевичу в контору, а он и передохнуть не даёт: «Ставлю вам, братаны, боевую задачу. Ты, Грицько, до войны у нас шофёром был. Ты, Лексей, в войну шофёром стал (раньше я слесарем работал) - опять будете нашей транспортной бригадой. Но знайте: грузовиков наших, немцем разбитых, нам не вернуть, да и на новые пока надежды кет. Подумайте, как колхоз выручить, где машину достать. О средствах не беспокойтесь - деньги есть!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

К вершинам знаний

Беседа с министром высшего образования СССР С. В. Кафтановым

3 000 000 километров

Записки линейного пилота