Два Берлина

Дм Бух| опубликовано в номере №73, март 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Джаз-банд (шумовой оркестр) играет чарльстон. Пары изгибаются, ломаются в этом диком, неритмичном танце (исполняется неграми над трупом убитого врага).

Ламы в коротеньких юбочках и с остриженным под мальчишку волосами выкидывают ногами всякие коленца.

Это танцуют гости кафе. Их сменяют профессионалы. После них опять танцуют гости.

В кафе существуют «танцевальные» кавалеры. Ожиревший буржуа, предпочитающий толстую сигару и разговоры о завтрашнем курсе акций танцам арендует таких «кавалеров» для своих танцующих жен.

За столиками сидят ожидающие посетителей одиночки - кокотки. Они счастливее своих подруг, шлепающих в сырую погоду по Фридрихштрассе, боясь попасть в лапы агента «полиции нравов».

Вот одна из этих «рабынь любви» нашла себе покровителя. Седоватый толстяк с роговыми очками нежно прильнул к а «подруге на час». Она звонко смеется, подпевает оркестру и вызывающе хлопает танцующим.

Несколько натянутое ведут себя в аристократических кафе.

Оркестр играет старые военные марши, сменяемые фокстротами и чарльстонами (дань времени) и ведутся разговоры о старом добром времени в «ноябрьском позоре» (германской революции).

Кофе и пиво. Проститутки и графы. Берлин отдыхает.

Светящиеся рекламы, шумные кафе и сытые посетители - внешняя показная сторона современного капиталистического города. На окраинах же глубоко роет крот нищеты.

Высокие каменные мешки рабочих районов таят в себе неописуемую нищету, ярко выделяющуюся на фоне безумствующего центра.

Трамвай уносит нас из буржуазных районов в другой мир. Этот переход не внезапен. Постепенно меняется публика в трамвае, постепенно темнеют улицы, исчезают зазывающие огни кафе.

Но и нищета имеет своих аристократов и плебеев.

Мы входим с товарищем, молодым рабочим, живущим в ЭТОМ районе, в одну квартиру, Счастливцы. У них кухня и маленькая комната, в которой стоят две кровати и кожаная кушетка. Это все-остатки былой роскоши.

Хозяин комнаты, полуслепой старичок, бы когда-то жестяником. Теперь он безработный, как и его сын-подросток. Последний спит на полу, чтобы окончательно «не кончить» кушетку. В этой комнате круглые сутки полумрак. По стенам печально ползут капли сырости.

Мы направляемся в другую комнату. В ней живут 7 человек. В комнате три кровати и один продолговатый ящик. На наш удивленный вопрос: «как вы размещаетесь», нам ответили, что когда кому-нибудь надо выйти, остальные садятся для того, чтобы дать пройти. Туго приходится с кроватями. 13-ти летний парень спит со своей 15-ти летней сестрой. Мать жалуется: дочери страшно неудобно, особенно, когда она больна. Обедают по углам, за маленьким столиком не хватает места.

В комнате из каждого угла сквозит самая беспросветная нужда. Но всюду чисто. На столе лежат несколько книг.

Здесь живет и «...аристократия». Мать и дочь-девица, имевшие когда-то шляпную мастерскую. Матери лет под девяносто, а девице 50 с хвостиком. Маленькая комнатушка уставлена подставками с незатейливыми шляпами, изготовляемыми виней» для местных модниц.

Мы входим еще в одну квартиру. Здесь даже нет пола. От сырости трудно дышать, Вещи обитателей комнаты развешаны на веревке. В сундуке они гниют. Хозяйка жалуется: крысы сели документы. Этажом ниже живет старый маляр. Одна нога у него ампутирована вследствие костного туберкулеза. Примерно с год тому назад его жена сошла с ума и теперь он здесь медленно умирает с 4 детьми. Он еще не стар, но в голосе его звучат потки полного отчаяния: «Я уже больше ни на что не надеюсь»...

Два полюса современного Берлина. На одном - беснующаяся буржуазия, пытающаяся диким джаз-бандом заглушить мысль о грядущем конце, на другом наголодавшиеся, дошедшие до отчаяния, выбитые из колеи жизни люди. Но между этими двумя полюсами, одинаково близкими к смерти, существует остров жизни - это борющийся за свою свободу рабочий класс. Но об этом в другой раз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены