«...Души изменчивой приметы»

Н Волгина| опубликовано в номере №902, декабрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Любите живопись, поэты!

Лишь ей единственной

дано Души изменчивой

приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из

тьмы былого

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова

снова

Смотрела Струйская на

нас?

Н. Заболоцкий. «Портрет».

В истории искусства бывают периоды, когда первенствующее значение получает один из его жанров. Так, например, в русском искусстве второй половины прошлого века преобладает бытовая живопись, во французском искусстве того же времени у импрессионистов — пейзаж. Русское искусство XVIII века — расцвет портретной живописи.

И это не случайно. До петровской эпохи искусство было стеснено строгими рамками религиозных канонов, изображение человека и событий реальной действительности не было его задачей. Художник-иконописец должен был создавать идеальные, отвлеченные образы, чуждые «низменного», земного. Отныне же, в искусстве XVIII века, изучение человека, его характера, его душевных качеств становится основной задачей художников. Свое призвание они видят в утверждении человеческого достоинства современника и именно поэтому столь охотно обращаются к портретному жанру.

Портрет уже по природе своей должен содержать рассказ о человеке. Художнику надо не только верно схватить облик человека со всеми его внешними особенностями, но и дать нечто большее — показать внутренний мир изображаемого лица, иначе говоря, дать всего человека в одном его характерном мгновении.

Давно ушли из жизни люди, портреты которых писали художники прошлого, стала музейным достоянием культура того времени. Портреты для нас сейчас — безмолвные свидетельства былого. Но не только свидетельства. Они одухотворены побеждающей время силой искусства, извечным стремлением художников проникнуть в духовный мир человека.

Федор Степанович Рокотов, знаменитый портретист XVIII века, обладал этим даром. Он жил и творил в «век Екатерины». Им создана огромная портретная галерея представителей русского общества второй половины XVIII века. Он не был придворным художником, хотя ему приходилось изображать императрицу и ее сановников. Он не любил так называемые «парадные» портреты, его стихией был «интимный» портрет.

Современники звали Рокотова «славным» живописцем, любимцем «дщери Юпитеровой» (то есть Минервы — покровительницы наук и художеств). Происходя из крепостных крестьян, своим талантом, трудом он заслужил звание академика живописи.

Сейчас кажется странным, что до начала нашего столетия о русском портрете XVIII века было известно очень немногое. XVIII век считался переходным периодом между древним церковным искусством и новым, светским. О большинстве живописцев того времени было довольно смутное представление. Их считали выучениками иностранных художников. «Дворянский век» больше знали по его архитектуре, дворцам и паркам. И лишь в начале XX века на портретных выставках, где были впервые собраны забытые, почерневшие портреты из старых усадеб, произошло подлинное открытие — появилась портретная галерея, прославленная именами Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Но глубокое изучение этих мастеров началось лишь в советское время. К тридцати уже известным портретам Рокотова прибавилось более 200 подлинных и приписываемых ему произведений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Калейдоскоп

Фантастический рассказ