"Думать, дерзать, творить!"

Г Юркина| опубликовано в номере №877, декабрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знакомство с Баламутовкой началось в автобусе:

— Вы к кому? А-а-а, в школу! Ну, так сразу найдете, там же такая высокая антенна, аж до неба. У нас в селе всего две и есть: в школе да над хатой у Ивана Ивановича, директора,— бойко объясняют мне женщины.

Вот и село. Белые хаты, палисадники перед окнами, за хатами — вишневые деревца.

Подхожу к школе. Нигде ни души. Только горит в лучах заходящего солнца серебряными ребрами куб — увеличенный во много раз кристалл поваренной соли. Рядом — макет строения атома. Совсем как на ВДНХ, только немного меньше. Маятник Фуко, схема детекторного приемника. На стене школы — озорная надпись: «Без науки математики не пидходь до автоматики». Ближе к дороге, на столбике под стеклом, объявление: «Школьная мастерская принимает в ремонт электроприборы. Заказы выполняем бесплатно».

Останавливаюсь у небольшого домика под косматыми ивами. На двери три буквы: «УКБ» — ученическое конструкторское бюро. Слева еще одна надпись: «Физико-техническая лаборатория». Справа: «Пионерская киностудия».

Вхожу в дом, знакомлюсь с Иваном Ивановичем Дегтярем, директором Баламутовской школы, душой и запевалой всех дел, слава о которых давно уже перешагнула границы республики.

Забегая вперед, скажу, что электронный робот «ТУП», сделанный здесь, в сельской школе, экспонировался на всемирной выставке в Женеве. Устройством «электроагронома», о котором пойдет речь, заинтересовалось главное управление гидрометеослужбы при Совете Министров СССР. Автоматический звонок, придуманный баламутовцами, сам звонит с урока и на урок. Его сейчас выпускает завод. «Точэлектроприбор». Впрочем, все по порядку.

Лаборатория, в которую мы вошли,— маленькая комната. В углу, очень ладный, стоит на алюминиевых ногах «ТУП». Сквозь пластмассовую «кожу» видны «внутренние органы»: аккумуляторы, фотореле, соленоиды. Чем-то он похож на рыцаря в металлических латах.

— Скоро придут на занятия ребята — они вам его покажут в действии. «ТУП» — старичок, ему скоро уже семь лет,— говорит Иван Иванович.

Здесь же, на столе, батискаф, разъятый на две половинки, и магнитофон, и киносъемочный аппарат, и фотомост, и стенд: много, много ламп. Первая — огромная, с голову младенца, и последняя — величиной с наперсток. Наглядное доказательство того, какой путь проделала радиолампа, с 20-х годов до наших дней.

Здесь же различные физические и химические приборы, книги, к потолку прикреплены два экрана, скатанные в трубочку. Настоящий политехнический музей!

— Наш манипулятор — «механические руки» — сейчас а Москве, на выставке. Скоро вернется домой,— говорит Иван Иванович.

А вот эту «черепаху»,— показывает он на автоматическую радиостанцию с радарной антенной,— мы построили тогда, когда наши ученые получили фотографию обратной стороны Луны. Знаете, что в школе творилось! «Почему не сразу на

Луну, а вокруг Луны запустили межпланетную станцию?» — спрашивали меня Ребята. Больше всех тогда Гриша Шуляк допытывался. Золотые у него руки, голова соображает отлично, вот и решили построить свою космическую радиостанцию. Нам бы ее только на Луну забросить. Тогда отсюда, с

Земли, мы можем посылать по радио приказы.

Иван Иванович включает пульт управления. Лампочка индикатора показывает готовность механизма к работе.

— Нажимаем эту кнопку — радиостанция движется вперед. А теперь команды «влево», «вправо».

Лаборатория послушно выполняет эти приказы.

— А теперь нажимает другую кнопку. Видите, включилась телевизионная камера? Она-то и будет исследовать лунную поверхность. Вот через эту радарную установку она автоматически настроится на волну Земли и передаст на экран пульта управления все, что увидела. А вот этим сигналом (я слышу такой привычный голос наших спутников: «бип-бип-бип») магнитометр предупреждает, что на пути лаборатории магнитное поле.

Как только она закончит свою работу,— продолжает свой рассказ Иван Иванович,— от нее отделится вот эта ракета-почтальон со всеми «научными» данными и вернется к нам на Землю.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены