Друзья и враги Ирана

Владимир Корнилов| опубликовано в номере №622, апрель 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

О романе Гарегина Севунца

«Тегеран» - так называется двухтомный роман армянского писателя Гарегина Севунца. Это - сложное, многоплановое произведение. Действие его начинается накануне второй мировой войны и заканчивается событиями осени 1943 года. Перед читателем раскрывается широкая панорама жизни Ирана.

Автор ведёт нас в резиденцию шаха и в хижины бедняков, в аудитории Политехнического института и на запруженные народом тегеранские улицы.

Основная тема романа - разоблачение иностранных происков империалистов в Иране. Перед второй мировой войной между крупнейшими империалистическими державами разгорелась яростная борьба за проникновение в стратегически и экономически важные районы земного шара. Граничащий с СССР, богатый нефтью Иран стал в те годы ареной острого столкновения интересов Англии, США и гитлеровской Германии.

С большой разоблачительной силой рисует автор образы американского советника Бентона, английского дельца Криппса и посланца «фюрера» - Мейера, орудовавших в Иране.

Джон Бентон ловко вовлекает в свои сети нужных ему людей из иранского государственного аппарата. Он использует их для того, чтобы навязать шахскому правительству соглашение с американской фирмой «Денавар - компани», заинтересованной в разработке нефтяных месторождений на севере страны. Начав борьбу за нефть, американцы ведут её, как пишет Г. Севунц, «теми же способами, что и в Мексике, - долларом и пулей».. Американские колонизаторы боятся только одного - голоса народа, пробуждения его национального сознания, усиления освободительного движения. Иностранных поработителей охватывают страх и бессильная злоба при одном упоминании о борцах за свободу. «Мне кажется, - говорит Бентон, - эти люди способны привести в движение широкие слои общественности, поднять большой шум, а это нам сейчас совсем невыгодно».

Бентону во всех его тёмных делах помогают подкупленные им начальник тайной полиции Ирана полковник Хосров Хазар, министр финансов Рашти и другие продажные чиновники.

Но, несмотря на то, что янки идут напролом и не скупятся на доллары, дела «Денавар - компани» подвигаются чрезвычайно медленно. Проискам американцев противодействует Англо - Иранская нефтяная компания.

Англичане уже давно сумели пустить в Иране глубокие корни. Англо - Иранская нефтяная компания безраздельно господствует на юге страны. Одному из честных иранских инженеров, Манучеру Мардани, было дано официальное задание - проверить доходы Англо - Иранской нефтяной компании, которая скрывала истинные цифры добычи нефти и ежегодно недоплачивала иранскому правительству огромные суммы. Попытка провести ревизию кончилась тем, что местные иранские власти, по указке англичан, засадили члена правительственной комиссии Манучера Мардани в тюрьму.

Англо - Иранская нефтяная компания держала в своих руках всю страну. Стоило компании пожелать, как в Курдистане или других провинциях подкупленные ею шейхи и старейшины начинали угрожать восстанием и отказывались подчиняться центральному правительству.

Убедительно показан один из проводников английской политики в Иране - некий мистер Криппс, промышленник и коммерсант, иранец по паспорту и англичанин по происхождению. Он давно обжился в Иране, в совершенстве изучил местные обычаи и завязал самые тесные отношения с десятками богатых семей, где собирал нужные ему сведения. Этого опытного и ловкого дельца трудно заподозрить в том, что он руководитель широко разветвлённой сети шпионов, проникавших во все сферы общественной и экономической жизни страны. Многие из тегеранцев, у которых Криппс пользовался безупречной репутацией, были бы изумлены, если бы узнали, что они служат его шпионским целям. Никто из знакомых этого «очаровательного джентльмена» и представить себе не мог, что по его желанию десятки честных людей казнены или отправлены за решетку.

Агент Гитлера Мейер развивает в Иране бешеную деятельность по созданию «пятой колонны». Он пытается организовать реакционную молодёжь в фашистские союзы, старается разжечь в правящей верхушке расовую ненависть ко всем неиранцам, живущим в стране.

Иностранные агенты стремятся путём посулов, интриг, шантажа и запугиваний склонить Реза - шаха и его правительство на свою сторону. Для них все средства хороши, лишь бы верно рассчитанным ударом опрокинуть конкурента и заполучить возможность эксплуатировать иранский народ и природные богатства страны. Г. Севунц ярко показывает, как иностранный капитал разрушает иранскую экономику, как чужеземные грабители разлагают правящую верхушку, способствуют коррупции и загниванию государственного аппарата.

Писатель раскрывает социальные противоречия во всей их остроте. Сказочной роскоши иранских богачей противопоставляется нищенское существование народа, изнывающего под гнётом иранской буржуазии и иностранного капитала.

В поисках заработка бродит по Тегерану доведённый до отчаяния безработный Хатиб. Его семья нищенствует, питается отбросами. Проходит много времени - жена Хатиба, его ребёнок и сестра гибнут, он так и не находит работы.

На южных нефтяных промыслах страны рабочие живут в ямах, почти под открытым небом, умирают от истощения и эпидемий. Заработка не хватает на хлеб, а многосемейные вынуждены питаться червями, которых выкапывают в иле на берегу моря.

Автор правдиво повествует о жизни обездоленных иранских крестьян. Нельзя без возмущения читать страницы, рассказывающие о произволе, который творят в деревне крупные землевладельцы.

Большое место в романе занимает изображение жизни иранской молодёжи. С первых же его страниц автор знакомит читателя с событиями в тегеранском Политехническом институте, говорящими о том, что молодёжь не стоит в стороне от борьбы за социальный прогресс и национальную независимость.

Сделав одной из ведущих тем романа показ классовой борьбы в Иране, автор сумел создать типические образы живых и конкретных носителей передовых идей, смелых, мужественных людей, способных бороться и побеждать. Этих людей смертельно боятся и ненавидят Бентоны, Криппсы, Мейеры и их наймиты. Империалистических агентов и предателей иранского народа приводит в ярость одно упоминание об имени доктора Шэмса Азади - бесстрашного борца за свободный Иран. Азади - человек широкого кругозора и твёрдой воли. Статьи, которые Азади публикует в журнале «Мир» и прогрессивной газете «Рассвет», будят народ, вызывают живой отклик у честных людей. Реакционеры бросают доктора Азади в тюрьму, но и там он находит способы продолжать борьбу. Шэмс Азади гибнет, но память о нём остаётся в народе, дело его продолжают друзья и ученики. Писателю удался образ другого прогрессивного деятеля - Шовката. Он долго возглавляет газету «Рассвет», но и его арестовывает охранка. На суде Шовкат и Азади произносят речи, которые были, по сути дела, обвинительными.

В романе есть страницы, которые волнуют читателя до глубины души... Население иранской столицы переживает незабываемые дни. Идёт Тегеранская конференция. В Тегеране Иосиф Виссарионович Сталин. Огромные толпы народа заполняют улицу, которая ведёт к воротам парка советского посольства. У всех на устах имя Сталина. Однажды на улицах Тегерана появилась огромная колонна юношей и девушек, которые, держа в руках букеты цветов, направились к советскому посольству. Они хотели усыпать цветами мостовую, по которой проедет великий Сталин... Роман Гарегина Севунца «Тегеран» заканчивается эпизодами, свидетельствующими о том, что англо - американские колонизаторы усиливают наступление на прогрессивные силы Ирана, активизируют политику закабаления страны. Но, закрывая книгу, читатель верит в победу иранского народа, борющегося за национальную независимость своей родины.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены