Драгоценное наследие

А Аникст| опубликовано в номере №648, май 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно исполнилось 390 лет со дня рождения великого английского писателя Вильяма Шекспира.

Шекспир - современник эпохи Возрождения, которая, по определению Энгельса, была эпохой величайшего прогрессивного переворота. То было время огромных социальных сдвигов, когда совершался переход от феодального строя к буржуазному. Шекспир запечатлел в своих творениях эту бурную эпоху.

Уроженец небольшого провинциального города Стратфорд-на-Эвоне, сын мелкого торговца-ремесленника, Шекспир двадцатилетним юношей пришел пешком в Лондон и стал работать в театре. Он был сначала актером, потом стал писать пьесы, быстро завоевавшие признание Современников. Театр, для которого создавал свои пьесы Шекспир, был театром народным. Его публику составляли главным образом горожане, ремесленники, матросы и бедный лондонский люд.

Шекспир разделял взгляды гуманистов - передовых людей своего времени, боровшихся против феодально-крепостнического строя. В пьесах - хрониках из истории Англии - «Генрих VI», «Ричард III», «Король Джон», «Ричард II», «Генрих IV» - Шекспир обрисовал жестокость и своеволие феодалов, постоянно ввергавших народ в кровопролитные войны. Миру феодальной вражды и ненависти Шекспир вынес суровый приговор в своей замечательной трагедии «Ромео и Джульетта», юные герои которой отказываются жить по кровавым законам феодалов.

Утверждению светлых гуманистических принципов были посвящены и жизнерадостные комедии Шекспира - «Упрощение строптивой», «Два веронца», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Как вам это понравится», «Виндзорские кумушки» и другие. Герои большинства комедий Шекспира - юноши и девушки, полные мужества и энергии, борющиеся за то, чтобы жизнь была красивой и достойной человека. Они отстаивают свое право на счастье и любовь, отвергая все, что мешает свободному развитию человеческой личности.

Великая заслуга Шекспира как мыслителя и художника состоит в том, что он одним из первых увидел ту опасность, которую нес людям утверждавшийся буржуазный строй. В пьесе «Венецианский купец» Шекспир показал в образе ростовщика Шейлока жестокость людей наживы. Он осудил власть золота над человеческой жизнью. Карл Маркс писал о том, что в трагедии «Тимон Афинский» Шекспир «превосходно изображает сущность денег». В своих величайших трагических произведениях «Гамлет», «Отелло». «Король Лир», «Макбет» Шекспир отразил социальные противоречия своей эпохи и выразил протест народа против всех форм гнета.

Даже трагические произведения Шекспира проникнуты глубокой верой в человека, надеждой на освобождение его от всякого гнета. Шекспировские герои умны, сильны, они борются против зла во имя высоких идеалов человечности.

Богатство идей, многосторонность образов, необыкновенная драматичность конфликтов, глубина трагизма, неподражаемый комизм, высокая поэтичность языка принесли бессмертие произведениям Шекспира.

В России знакомство с Шекспиром началось еще в XVIII веке. Драматург Сумароков в 1748 году переработал шекспировского «Гамлета» в соответствии с принципами драмы классицизма. Екатерина II. занимавшаяся литературным творчеством, переделала комедию «Виндзорские кумушки» под названием «Вот каково иметь корзину и белье». Еще в начале XIX века Шекспир ставился на русской сцене в переделках, иногда довольно далеко отклонявшихся от оригинала. Пушкин и Белинский содействовали тому, что вместо вольных переделок на русской сцене зазвучал подлинный Шекспир. В 30-е годы XIX века великий актер Мочалов своим блестящим исполнением ролей Гамлета и Отелло заложил в России основы реалистической школы сценического воплощения образов, созданных Шекспиром. Выдающиеся мастера русской сцены Ленский, Федотова, Ермолова, Южин, Качалов продолжили дело, начатое Мочаловым. Московский Художественный театр еще до революции осуществил постановки трагедий Шекспира «Юлий Цезарь» и «Гамлет». О значении этих постановок Станиславский подробно рассказывает в книге «Моя жизнь в искусстве».

В то время как в театрах капиталистических стран пьесы Шекспира подвергаются декадентским искажениям, советский театр высоко поднял наследие великого писателя, глубоко раскрыл гуманистические идеи, пронизывающие его драматургию. В СССР Шекспир зазвучал на языках почти всех народов нашей страны. Остужев. Мордвинов, Хорава, Вагаршян, Хидоятов, Джанибекян, Тхапсаев и другие выдающиеся советские актеры создали целую галерею ярких шекспировских образов. Советские режиссеры Станиславский, Хмелев. Попов, Завадский и другие выработали новый стиль постановок, позволяющий с наибольшей полнотой раскрыть все многообразие и богатство реализма, огромные масштабы страстей героев, глубокий социальный и философский смысл комедий и трагедий Шекспира.

Начиная с XIX века в России делались многочисленные переводы Шекспира, давшие русскому читателю возможность широко познакомиться с творениями английского писателя. Высокого уровня достигло мастерство переводов Шекспира в советское время. Переводы Лозинского. Пастернака, Маршака и других мастерски воссоздали на русском языке своеобразие шекспировского поэтического стиля.

В условиях социалистического общества наследие Шекспира-драматурга и поэта стало достоянием широчайших слоев народа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены