Дождь

Николай Стромилов| опубликовано в номере №1098, февраль 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это был хороший, но незнакомый оператор, а Антону сейчас нужен был именно Друг. Антон почувствовал, что не может больше оставаться один в этой кромешной тьме с монотонным, изматывающим шорохом дождя. Ему нужно было сейчас, сию минуту хоть ненадолго почувствовать рядом кого-то, кого он знает, кому верит и кто к нему хорошо относится. Таким человеком мог быть сейчас только Друг. Пусть Друг ограничен рамками международного переговорного кода и никаких ободряющих слов Антону не скажет. Но разве теплоту человеческого сердца нельзя передать взглядом, жестом, интонацией? А они есть в телеграфной радиосвязи — свои «взгляды», «жесты», «интонации», и радисты всего мира хорошо об этом знают. И Антон попросил связавшегося с ним радиста, чтобы связь с ним провел не он, а оператор номер один. Попросил и уже раскаивался, что попросил: «Да и поймут ли?» — с тоской думал он. — Ведь номера операторам партизанского радиоузла не присваиваются».

Но на узле поняли! Через минуту за ключ сел Друг. Он поздоровался с Антоном как-то суховато, похоже, что не одобряет его поступка, предложил передавать донесение частями, наверно, слышал Антона неважно, и Антон начал передачу.

Он водил зеленоватым лучиком фонарика по строчкам шифровки, стараясь не потерять связи между соседними знаками и не перескочить на следующую строчку, не закончив передачу предыдущей, а у фонарика «садилась» батарейка, и он светил с каждой минутой все слабее. Становился все меньше и анодный ток передатчика — выдыхались батареи рации.

Как и в тот день, когда заболел, быстро уставала рука, уползала из окоченевших пальцев головка телеграфного ключа, и Антон, отдыхая, просил Друга: «Подожди». А бывало, что и не просил, а просто приостанавливал передачу. Тогда обычно спокойный и уравновешенный Друг начинал волноваться, просил дать настройку, спрашивал Антона: «Как слышишь меня?» Закончив прием шифровки и как будто о чем-то догадавшись, Друг спросил Антона: «Тебе плохо?» И Антон ответил: «Да».

В конце концов теперь от Друга требовалось, чтобы он лишь попрощался с Антоном. Но Друг не спешил это сделать: думал, молчал. Когда нажал на ключ, кроме стандартного «GB» — «до свидания», сквозь хлопотливую разноголосицу эфира до Антона донеслось не предусмотренное строгими правилами партизанской радиосвязи кодовое сочетание «88»: «любовь и поцелуй». И он подумал, что Друг вряд ли принадлежит к «сильному полу».

Радостное чувство овладело Антоном. Он ответил тем же кодовым сочетанием, добавив к нему восклицательный знак. И тогда добрый волшебник Эфир вновь принес ему из далекого, мужественно сражающегося города таинственное, непонятное для большинства жителей земли «88», и Друг повторил его дважды.

Несколько минут Антон не выключал приемника, надеясь, что Друг еще что-нибудь скажет, но эфир молчал, и Антон свернул рацию.

Из неприветливого ночного неба низвергались на землю потоки воды: шел затяжной дождь, и не было ему дела до измученного, но теперь почти счастливого человека на «пятачке» среди болота. Впрочем, Антон уже не слышал дождя, не чувствовал на себе мокрой одежды. Он находился в другом, сказочном мире, где было много света и тепла и где перед ним, властно врываясь в тревожную осень сорок третьего года, сменяя одна другую, проносились картины его детства и юности...

Его разбудило блаженное ощущение тепла. Голубым шатром простиралось над Антоном безоблачное небо, по нему медленно, выполняя свою извечную, добрую работу, катился горячий солнечный шар. Рядом — протяни руку, достанешь — горел костер. На вещмешке у костра — открытая банка консервов, кусок сала и стопка ржаных сухарей. А рядом сидел, поджав под себя ноги, улыбающийся Егор с автоматом на груди.

Первой мыслью Антона было сожаление о тех лишенных воображения людях, которые совсем не верят в чудеса, и о том, что война, конечно, очень тяжкое испытание, но пройти через это испытание все же можно, если рядом с тобой такие люди, как Егор и Друг...

— Как считаешь, на радиоузле могут быть девчата? — спросил Антон Егора, как бы продолжая разговор, начатый три дня назад.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены