Дорога в жизнь

Б Соскин| опубликовано в номере №699, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мои дорогие друзья!

Скоро два года, как в нашей стране открылись технические училища. Тысячи юношей и девушек за это время стали квалифицированными слесарями, фрезеровщиками, токарями. Они искренне и горячо полюбили свои профессии и теперь успешно трудятся на заводах, фабриках, стройках.

Воспитанников нашего технического училища № 9 вы встретите на московских заводах «Фрезер», «Калибр», имени Орджоникидзе, «Красный пролетарий» и других. Прежде чем они нашли свое призвание, им пришлось преодолеть немалые трудности. Некоторые юноши и девушки на первых порах считали учебу в техническом училище и работу на производстве чем - то второсортным, недостойным их, но со временем поняли свою ошибку. Об этом я и хочу поговорить с вами сейчас.

Мне вспоминается один случай из жизни нашего технического училища. Было это в первые дни учебы. На практических занятиях мастер объяснял учащимся принцип работы токарного станка. В стороне стояла девушка и рассеянно слушала его. Обстоятельно рассказав все, мастер попросил девушку включить станок. Нужно было просто нажать кнопку. Девушка неторопливо подошла, осторожно протянула руку и ткнула кнопку так, словно это был кусок раскаленного металла. Кто - то по - дружески заметил ей:

- Кнопка не кусается! Девушка, вспыхнув, ответила:

- Я не затем кончала десятилетку, чтобы пачкаться в этом...

Такое пренебрежительное отношение к станку глубоко обидело мастера. Он даже побледнел и спросил девушку:

- Вы домой на чем поедете?

- На трамвае.

- Дома у вас водопровод, электричество, газ?

- Да, - недоуменно отвечала ученица. - А какое это имеет отношение ко мне?...

- А вот какое, - сказал мастер. - Троллейбус, водопровод, электричество - все это сделали простые рабочие. В числе их были и токари. Они работали вот на таких же станках, на которые вы сейчас презрительно смотрите, боясь запачкаться... Что бы вы делали, не будь людей, создавших для вас все блага: дома, электростанции, метро?...

Мастер, исчерпав все доводы, махнул рукой и отошел в сторону. Девушка покраснела от смущения...

Забегая несколько вперед, скажу, что девушка, фамилию которой, пожалуй, не следует называть, впоследствии изменила свой взгляд на труд. Она сейчас успешно работает токарем на одном из заводов. Но случай этот ярко говорит о том, что существует еще среди части молодежи разделение труда на «белый» - всякие инженерные специальности - и «черный» - работа у верстаков, за станком.

Это, конечно, грубейшее заблуждение. Оно возникло в результате годами укоренявшегося мнения, что после десятилетки обязательно надо идти в университет, в институт, в любое другое высшее учебное заведение. А тут вдруг учись работать на станке! Ясно, что это сразу поставило девушку в тупик. Много ли она, оканчивая школу, знала о таких профессиях, как слесарь, токарь, фрезеровщик? Да почти ничего, или, в лучшем случае, представление ее было довольно примитивным.

Наши фабрики и заводы оснащены сложной современной техникой. Вы, конечно, слышали о станках - автоматах или автоматических линиях. Во много раз облегчают они изготовление деталей, повышают производительность труда. Станок сам подводит к заготовке один инструмент за другим, сам поочередно выполняет необходимые операции, выдает готовую деталь и переходит к обработке следующей. Совершенно ясно, что наиболее полно освоить такую сложную, умную технику и взять от нее все, что она способна дать, могут лишь люди, имеющие достаточную теоретическую подготовку и обладающие практическими навыками.

Посмотрите на квалифицированного рабочего, когда он трудится у станка. Вы заметите, что он очень редко прибегает к мускульной силе, что все его действия основаны на строгом расчете. Было бы странным стараться определить, где здесь «черный» и где «белый» труд, где физический и где умственный. Невольно в связи с этим хочется напомнить слова академика И. П. Павлова, который писал:

«Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую - нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками».

Вот такая догадка - умелое «соединение головы с руками» - всегда присуща работе передовиков производства, новаторов.

Перед выпускниками технических училищ на производстве открываются безграничные просторы для самой интересной, самой увлекательной работы по совершенствованию механизмов, по созданию еще более мощной техники. Они сумеют не только успешно применить свои знания, но и пойти вперед, проложить новые пути.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены