Долг советской молодежи

Г Гак| опубликовано в номере №334, октябрь 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

2 октября этого года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О Государственных Трудовых Резервах СССР». В городах создаются ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично - заводского обучения. Городская и колхозная молодежь будет обучаться в этих училищах и школах определенным производственным профессиям. Ремесленные училища рассчитаны на двухгодичный срок обучения. Они будут готовить квалифицированных рабочих для промышленности, морского и речного транспорта, а также для предприятий связи. Железнодорожные училища - также двухгодичные - будут готовить помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов и других квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Для подготовки рабочих массовых профессий различных отраслей промышленности, а так - же строительного дела создаются школы фабрично - заводского обучения. Срок обучения в этих школах - шесть месяцев. Все учащиеся вновь организуемых училищ и школ освобождаются от платы за обучение; государство обеспечивает их учебниками, учебными пособиями, питанием и одеждой. После окончания этих училищ и школ молодые рабочие обязаны не менее четырех лет подряд проработать на государственных предприятиях. Они будут пользоваться отсрочками по призыву в Красную АРМИЮ И Военно - Морской Флот на время до истечения четырехгодичного срока, обязательного для работы на государственных предприятиях.

В ремесленные и железнодорожные училища будут приниматься подростки в возрасте 14 - 15 лет, в школы фабрично - заводского обучения - 16 - 17 - летние юноши. В эти училища и школы ежегодно будет ПРОВОДИТЬСЯ ПРИЗЫВ (мобилизация) от 800 тысяч ДО 1 миллиона человек из городского и колхозной молодежи.

Таким образом, сотни тысяч юношей города и деревни с помощью государства сумеют стать высококвалифицированными рабочими: металлистами, металлургами, химиками, горняками, нефтяниками и т. д. От старых рабочих, которым приходилось в дореволюционное время добиваться какой - нибудь квалификации, можно многое услышать о том, каких трудов, а подчас и унижений им это стоило. «Я хорошо помню, - рассказывает тов. Аникин, начальник цеха одного из московских заводов, - как бедствовали дети рабочих и крестьян, пока они добивались квалификации в дореволюционное время. Гонимые голодом и нуждой, они попадали в полную кабалу к хозяину. Мне было 12 лет, когда отец отдал меня в мастерскую серебрения металлических изделий в Москве. С первого же дня меня заставили работать по 13 - 15 часов в сутки только за харчи».

А ведь дореволюционная Россия не представляла в этом отношении какого - нибудь исключения из капиталистического мира.

Возьмите любую современную капиталистическую страну. Там молодому рабочему чрезвычайно трудно получить квалификацию. Да и есть ли смысл ее получать? Ведь сотни тысяч квалифицированных рабочих повергнуты в отчаяние бесплодными поисками какой бы то ни было работы.

Указ Президиума Верховного Совета СССР еще раз свидетельствует, как благотворны для народа завоевания социализма. Но советский юноша должен отдать себе отчет в том, что Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах» выражает не только заботу о материальном благосостоянии молодежи, но имеет очень важное принципиальное значение.

Одна из отличительных особенностей социализма состоит в том. что он подчиняет хозяйственную жизнь сознательному общественному контролю и воздействию. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Государственных Трудовых Резервах» означает, что планирующая деятельность социалистического государства получает распространение также на область подготовки и распределения рабочей силы. Это - огромное достижение. Оно было не мыслимо на первых шагах строительства социализма. Почему это было тогда невозможно?

Вспомним. какое положение было в деревне. пока не одержал еще победы колхозный СТРОЙ. Товарищ Сталин так охарактеризовал это положение:

«Богатели и шли в гору кулаки. Нищали и разорялись бедняки, попадая в кабалу к кулакам. Карабкались вверх к кулакам середняки и каждый раз срывались вниз, пополняя ряды бедняков на потеху кулаков... На каждые 100 дворов в деревне можно было насчитать 4 - 5 кулацких ДВОРОВ, 8 или 10 дворов зажиточных, дворов 40 - 50 середняцких да дворов 35 бедняцких. Стало быть, самое меньшее - 35% всех крестьянских дворов составляли бедняки, вынужденные нести ярмо кулацкой кабалы». Понятно, что в поисках работы бедняки стремились уходить из деревни в город.

Но промышленность в то время не была настолько развита, чтобы поглотить всех желавших попасть на производство. У нас тогда еще существовали биржи труда. А пока еще не была ликвидирована безработица, нельзя было и думать о плановой подготовке и распределении рабочей силы, «...рабочие сами шли на заводы, на фабрики, - был, стало быть, некий самотек в этом деле» (Сталин).

Но дело в корне изменилось, когда в деревне утвердился колхозный строй, когда в городе в результате гигантского роста промышленности была полностью ликвидирована безработица.

Победа колхозного строя уничтожила нищету в деревне, вывела всех колхозников на путь зажиточной жизни, и тогда «...крестьянин стал оседать в деревне, и у нас не стало больше ни «бегства мужика из деревни в город», ни самотека рабочей силы» (Сталин).

Шли годы. Росла страна, неуклонно подымалась в гору социалистическая промышленность. Все больше и больше требовались на заводах, фабриках, шахтах рабочие руки. Особенно велик этот спрос сейчас, когда в стране осуществляется третья сталинская пятилетка. К 1942 году продукция всей промышленности должна составить 192% к 1937 году, а численность рабочих и служащих должна соответственно увеличиться на 21%. Но для того, чтобы успешно развивались наша промышленность и транспорт, государство должно целиком и полностью распоряжаться трудовыми резервами, направляя их в наиболее важные отрасли народного хозяйства. Вот почему вопрос о плановой подготовке В распределении рабочей силы приобретает ныне решающее значение.

Как во всем остальном, так и в этой области социализм представляет прямую противоположность капитализму.

При капитализме всегда существовал и существует избыток рабочей силы, кадры рабочих в капиталистических странах постоянно пополняются за счет разоряющегося трудящегося крестьянства и городской мелкой буржуазии. ПРИ капитализме в двери фабрик и заводов стучится целая армия безработных людей, готовых под страхом голода, на любых условиях стать под команду капиталиста. В Англии. например, число официально зарегистрированных безработных составляло в январе 1939 года 2039 тысяч человек. К январю 1940 года в связи с войной безработица несколько понизилась, но и тогда в стране насчитывалось 1518 тысяч безработных. Даже в такой небольшой стране, как Дания, каждый третий рабочий - безработный.

Иное положение в СССР: у нас в корне уничтожена безработица и нет таких постоянных источников рабочей силы, как разоряющаяся деревня и разоряющаяся мелкая буржуазия города.

У нас с каждым годом множится число людей, занятых в промышленности, и все же этот приток недостаточен, чтобы обеспечить планомерный рост рабочей силы. Только плановым созданием государственных трудовых резервов можно будет удовлетворять растущие нужды промышленности, обеспечить ее плавное, бесперебойное движение вперед.

Так, в результате достижений в строительстве социализма, на основе Сталинской Конституции, которая гарантирует каждому гражданину СССР право на труд, советское государство смогло взять в свои руки дело планомерной подготовки и планомерного распределения и использования рабочих сил страны.

Какие же существуют источники для того, чтобы непрерывно создавать необходимые для социалистической промышленности государственные трудовые резервы?

Колхозная и городская молодежь - вот тот живительный источник, черпая из которого государство может обеспечить предприятия страны квалифицированной рабочей силой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены