Дневник пятилетки

опубликовано в номере №483, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для народного хозяйства

Шестой раз присуждаются Сталинские премии выдающимся деятелям науки, техники, сельского хозяйства, искусства и литературы...

Лауреатов Сталинской премии Баба-Заде Баба Курбан Кули оглы и С. И. Джафарова недаром называют «следопытами нефти». Они искали нефть там, где до Октябрьской революции бурили землю и ничего не обнаружили лучшие специалисты. Молодые советские геологи указали только одну точку для первой глубокой разведочной скважины. Эта первая скважина стала и эксплуатационной.

В истории нефтеразведки записано мало таких «счастливых случаев», и самое главное - случай здесь не при чём. Молодые разведчики нефти руководствовались строгими указаниями науки. Они нашли вещества, сопутствующие нефти, осуществляющие ее образование в природе, проверили связь формирования залежей нефти со структурой пород, где эти залежи находятся. Установив определенную закономерность во всех этих признаках, они уверенно пошли по следу нефти и открыли большие ее запасы в районе Бузовны-Маштаги, там, где прежние многочисленные попытки обнаружить нефть кончались неудачей.

Столетия назад живой деталью машины Ньюкомена был мальчик, то открывавший, то закрывавший краны, через которые попадал пар, толкавший поршень. Машины тогда двигались так медленно, что человек мог за ними сравнительно легко угнаться. С тех пор идет непрерывная борьба за скорость работы, и чудеснейшим достижением в этой области является автоматика, совершенно устраняющая физическую силу человека из производственного процесса: ему отводятся только роль наблюдателя за тем, чтобы все шло хорошо. Он должен только пускать и останавливать машины. Впрочем, есть такие установки, где не требуется и этого.

На Автозаводе имени Сталина есть станки, работа которых выглядит почти фантастически: деталь сама передается от одного станка к другому, поворачивается, её обрабатывают различные инструменты. Эти установки сэкономили 20 универсальных станков, обработка деталей ускорилась почти в десять раз. Значительно уменьшилась при этом и производственная площадь. Всё это стало возможно сделать благодаря работам конструкторов Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков под руководством Б. П. Лебедева и Ю. Б. Эрпшера. Высокопроизводительные автоматические линии станков для обработки блоков мотора грузового автомобиля «ЗИС - 150», головок мотора для трактора «СТЗ-НАТИ» и блоков мотора малолитражных автомобилей - результат творческой работы группы конструкторов и инженеров, удостоенных Сталинской премии.

Экономия топлива теснейшим образом зависит от автоматизации управления тепловыми машинами, ибо человек во многих случаях не может с достаточной быстротой и точностью следовать за всеми изменениями в процессе работы установки. Вместе с тем автоматическое управление тепловыми агрегатами избавляет человека от тяжёлого физического труда, связанного с непрерывным доставлением «питания» паровым котлам.

«Электромеханический кочегар» - электромеханическая система автоматического регулирования паровых котлов, разработанная в Центральном котлотурбинном институте группой его сотрудников под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР И. Н. Вознесенского, - уже работает на ряде наших крупных электростанций. Это автоматическое устройство, обеспечивая необходимый режим паровой установки, даёт большую экономию топлива, и приняло на себя самую трудную часть работы по обслуживанию котлов.

Грандиозные задачи стоят в нашей стране перед железнодорожным транспортом. Нам нужно множество новых локомотивов, вагонов. Экономя металл и создавая машины, расходующие наименьшее количество горючего, советские конструкторы железнодорожного транспорта оправдывают слова одного крупного специалиста, писавшего, что настоящий конструктор - это тот, кто, располагая рублём, делает то, на что другому потребуется двадцать рублей.

Главный конструктор паровозостроительного завода имени В. В. Куйбышева Л. О. Лебедянский и группа других инженеров этого же завода получали Сталинскую премию за разработку конструкции нового товарного паровоза серии «Л». Паровоз серии «Л» имеет, ту же мощность, что и паровоз серии «ФД». Но выпуск каждого паровоза «Л» вместо «ФД» - это экономия 30 тонн металла. Рационализация оборудования нового локомотива значительно облегчила труд персонала, обслуживающего машину. Паровоз расходует меньше топлива и обладает другими высокими эксплуатационными качествами. Машинист, ведший тяжелый состав с паровозом «Л», поблагодарил конструктора Л. О. Лебедянского от лица всех машинистов за создание новой отличной машины для железнодорожного транспорта.

По строительству комбайнов СССР стоит на первом месте в мире. Но наши новаторы сельскохозяйственных машин не останавливаются на достигнутом.

Профессор Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения И. Ф. Василенко, инженеры завода «Ростсельмаш» П. Н. Прошунин и А. В. Красниченко и доцент Ростовского на Дону машиностроительного института И. Ф. Попов создали новый зерновой комбайн - «Сталинец-6», превосходящий все подобные машины. Эта мощная машина рассчитана на уборку богатых урожаев на советских полях с самыми минимальными потерями зерна и меньшей затратой горючего, чем у других комбайнов.

Богатства земли нередко скрываются на такой глубине, что добывание их требует решения многих сложных проблем. Подъём грузов из шахты глубиною около двух километров относится к одной из таких задач. На Ново-Краматорском механическом заводе группа его работников под руководством В. А. Кузнецова и инженеры Министерства тяжелого машиностроения разработали шахтные подъёмные машины, позволяющие поднимать грузы с глубины в два километра.

Развитие любой отрасли техники теперь зависит от достижений науки. Некоторые работы учёных и инженеров с первого взгляда кажутся не так тесно связанными с промышленностью, с сельским хозяйством. Но, вдумавшись, нетрудно понять их роль.

Вот электронный микроскоп, созданный под руководством академика А. А. Лебедева группой работников Государственного оптического института. Он увеличивает в десятки тысяч раз и позволяет не только видеть мельчайшие бактерии, но и наблюдать, что происходит с ними в различных условиях. При помощи этого микроскопа металлург глубже проникает в тайны сплавов, химик видит воочию то, к чему он раньше мог идти только ощупью. Такие микроскопы нужны в научно-исследовательских организациях и заводских лабораториях.

Новый советский электронный микроскоп имеет большие преимущества по сравнению с иностранными. Американский электронный микроскоп для приведения в «боевую готовность» требует 5 - 6 часов, а иногда и больше. Советский электронный микроскоп полностью налаживается за 5 - 10 минут. По простоте питания электрическим током, по размерам наш микроскоп стоик выше лучших заграничных образцов.

Много и других совершенных приборов создано советскими учёными, лауреатами Сталинской премии.

Стране нужны металл, топливо, энергия, мощный транспорт, передовая технология на заводах. Борясь за выполнение и перевыполнение великого плана сталинской пятилетки, советские патриоты свой талант, все свои силы поставили иа службу этой задаче. И как дар Родине приносят свои труды славные металлурги, нефтяники, конструкторы.

Всебелорусский ударный месячник

В пятилетием плане повышения материального и культурного уровня жизни народов Советского Союза серьезное место занимает жилищное строительство в сёлах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены