Для чего придуман горизонт

Ольга Сасорова| опубликовано в номере №1322, июнь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Горьком начиналась весна. Город оживился, заспешил. Мальчишки пускали в лужах свои маленькие кораблики, ловко сделанные из листка бумаги. Помните детскую песенку?

Поважнее президентов, Поглавнее королей Капитаны, капитаны Бумажных кораблей.

А помните, как на вопрос взрослых: «Кем ты будешь?» мы неизменно отвечали: «Матросом или моряком» – и, шмыгая носом, надвигали на лоб бескозырку.

Потом были сны. Тебе двенадцать лет, ты стоишь на капитанском мостике, в руках – штурвал. Твой корабль невесом, белоснежен, послушен. Ты рад свежему ветру, щедрому солнцу, ты доволен своей командой.

Оказывается, все это может быть наяву. 19 мая 1958 года Горьковское детское речное пароходство имени Аркадия Гайдара подняло флаг первой навигации. Бумажные кораблики превратились в настоящие теплоходы. Их сегодня два – «Юный водник» и «А. Гайдар». Летом ребята уходят на них в походы по Оке и Волге до Мурома, Касимова, Рязани, Ульяновска, Рыбинска, Костромы, Казани. На привалах костры во всю ночь, песни, игры, смех, соревнования с пионерскими лагерями, помощь колхозам. А на теплоходе успевай все заметить: и знаки на берегу, и бакены на воде, не забудь дате отмашку встречному, не наскочи на лодку, которая идет тебе наперерез, дай дорогу тяжелому сухогрузу. Сегодня ты капитан. Смотри, думай, принимай решения...

В пяти минутах ходьбы от Московского вокзала – трехэтажное новенькое здание с тяжелыми якорями у входа.

Улица Гордеевская, дом 5а. По этому адресу почти восемьсот ребят приходят ежегодно на занятия в ГДРП. За два года учебы они становятся не только близкими друзьями, они получают специальность – рулевой-моторист. Каждый пятый из них потом поступает в речное училище, в институт инженеров водного транспорта, в военно-морские училища.

Начальник пароходства Геннадий Андреевич Кулаков, мальчишкой мечтавший о белоснежном корабле и начавший свою трудовую биографию кочегаром на пароходе «Трудящийся», уже пятнадцать лет с нетерпением ждет осени: новый набор, новые ребята, новые заботы. Каждый стремится скорее на капитанский мостик, каждый ждет праздников, видит себя в щегольской форме. Но до лета занятия в лабораториях, где оборудование – можно позавидовать.

Здесь как в школе. Журнал, оценки, проверки посещаемости, родительские собрания. Только предметы необычные: устройство речных судов, флажная сигнализация, основы судовождения и навигации. Какой же ты матрос, если не умеешь намертво связать концы морским узлом? К лету надо набраться сил и умения, чтобы ходить на веслах и под парусами, нести четырехчасовую вахту, готовить пищу, разбивать палатки. И дебаркадер придется самому красить, и топор в руки взять. Надо порой и перестроить себя: в пароходстве жизнь серьезная.

Здесь как у студентов – зачеты, конспекты, аттестация. Никто тебя не будет подгонять, тянуть. Летом все проверится. Стыдно бывает «троечникам» перед девчонками, которые в пароходство приходят с великим любопытством. Вот что в маленьком сочинении написала семиклассница Света Балдина: «Я люблю приключения и путешествия. Вообще-то я хочу быть учительницей. Но мне нравятся моряки. У них отличная дисциплина, выправка (мне бы такой быть!). А в пароходстве я хоть немного почувствовала себя моряком».

После занятий можно на трубе в духовом оркестре играть, можно интересный фильм в кинозале посмотреть, можно в судомодельном кружке сделать модель парохода. Можно вместе со следопытами «пройти» героическим путем Волжской военной флотилии. Юные водники нашли восемьдесят ее бойцов и благодаря им составили карты боевых действий, выяснили состав и вооружение судов.

В сентябре во многих школах Горького высаживается «агитаторский десант». Мастера производственного обучения, педагоги, капитаны и механики теплоходов рассказывают ребятам об истории пароходства. За четверть века на своих кораблях юные водники перевезли более полумиллиона пассажиров – таких же веселых и шумных мальчишек и девчонок, как они сами. Красное полотнище с буквами ДП поднималось в Волгограде, Чебоксарах, Ульяновске, Москве, Ленинграде. Юные водники участвовали во втором Всесоюзном финале военно-спортивной игры «Орленок». Судомоделисты пароходства – частые участники и призеры ВДНХ. У горьковчан друзей не счесть. Ленинградский областной клуб юных моряков, Московское детское речное пароходство, Ярославская детская флотилия имени Ф. Ушакова. Все они собираются на традиционные слеты, Живут дружно, празднично, интересно...

Родители волнуются всегда. И всегда приходят провожать своих детей, часто не замечая, как они взрослеют. Сегодня «Юный водник» и «А. Гайдар» уходят в поход. Будьте спокойны, мамы и папы. Ваши дети уплывают в сказку и мечту. Их ждут открытия, удивления, у них будут победы, у них будут часы, которые самые счастливые. У них есть детство, которое началось с бумажных корабликов...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сквозь тайгу, болота, горы…

«Рабочая эстафета» на строительстве системы магистральных газопроводов