Дипломы сдаются в музей…

И Глан| опубликовано в номере №871, сентябрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Строгановка расширяется! Промышленности нужны художники. По подсчетам генерального конструктора самолетов О. Антонова, уже в ближайшее время потребуется сто тысяч индустриальных художников. В этом году дипломы в училище защитили только сорок три человека. Мало? Конечно. Но это больше, чем в прошлом году. Пять керамистов вышло из стен Строгановки, в будущем году их будет втрое больше. А ведь совсем недавно училище, существующее почти сто сорок лет, вообще не выпускало художников по керамике. Не было и отделений художественной обработки стекла, пластмасс, тканей. Теперь они созданы. Отделения молоды, они моложе нового здания училища, построенного в 1958 году.

Строгановка — старое название. Теперешнее — Московское высшее художественно-промышленное училище. Здесь на втором этаже есть выставочный зал. В нем — дипломные проекты выпускников этого года. Юрий Суровикин показывает мне свою дипломную работу, за которую он получил высшую оценку.

Мы подходим к крытому стеклянным колпаком макету интерьера обувного магазина. Основной конструктивный элемент — деревянный щит. Комбинируя несколько таких

щитов, можно составлять полки для обуви, сиденья для покупателей... Стоит вся обстановка магазина меньше гарнитура для жилой квартиры. Макет выполнен аккуратно, изящно.

— Как в музее,— пробую пошутить я.— Даже колпак от пыли...

Юрий улыбается.

— А это не колпак. Это прозрачные стены. По подсчетам продавцов, из входящих в магазин число истинных покупателей не превышает сорока процентов. Остальные заходят просто так, посмотреть. На витринах ведь не все выставляется. Вот и будут смотреть с улицы. А в магазине станет просторнее.

Рядом с макетом — в натуральную величину скамейки. Мягкие паралоновые сиденья. Юра сам их мастерил. Очень простая и вместе с тем благородная форма.

— Как происходит защита?

Юра присаживается на скамейку.

— Вот так. Члены экзаменационной комиссии подходят и пробуют, удобно ли.

Я тоже сажусь, пробую. Удобно! Еще одна студенческая дипломная работа — макет нового кардинационно-расточного станка. Рядом на фотографии — старый станок. Формы двух станков настолько различны, как, скажем, Формы допотопной «Эмки» и «ЗИЛа-111». Когда-то на страницах журнала «Декоративно-прикладное искусство» велся спор: может ли машина или механизм быть произведением искусства? Пожалуй, около этого вот макета спор разрешился бы очень быстро: да, несомненно, может!

Но суть даже не в этом. Опытный глаз специалиста обнаружит, что штурвалов на новом станке стало гораздо меньше и расположены они иначе. Новое решение конструктора? Нет, находка художника, одобренная и принятая конструктором. Художник так расположил штурвалы, что движения рабочего стали более экономны.

Как необходимы на заводах изобретатели такого рода! А их очень мало. И, конечно, промышленность не может ждать, пока студент закончит училище, защитит диплом, устроится на работу и лишь тогда начнет творить. При мне между деканом факультета промышленного искусства и главным конструктором одного из больших машиностроительных заводов состоялся разговор.

На заводе разрабатывается автоматическая линия. Конструктор просил, чтобы внешнее оформление линии дали осуществить студентам. Завод предоставит для этого все необходимое. Декан сразу же принял его предложение.

Но чаще бывает, что само училище ищет для своих студентов конкретные задания. А ведь еще многие помнят время, когда одно из курсовых заданий в училище звучало так: «Обставить гостиную в стиле ампир...».

Сейчас Строгановка, пожалуй, одно из самых удивительных высших учебных заведений. Найдите второй такой институт, где все дипломные и большинство курсовых работ студентов выполнялись бы по реальным заказам! Кстати, и те дипломы, на которые я обратил внимание, тоже реальны. Обувной магазин заказан торговыми организациями, станок — одесским заводом.

— Будем добиваться осуществления,— сказал представитель Главторга.

— Доработаем и пустим в производство! — заверил одессит.

Перечислить все «ответы», которые училище дает на «вопросы» промышленности, невозможно. Есть в училище музей, где собраны лучшие курсовые и дипломные работы. Разнообразие — первое, чему удивляешься в этом музее. Потом уже и самим экспонатам. Здесь макеты медицинской установки для облучения (-лучами раковых опухолей, модели полотера и автомашин, мебель для целинников — стол и стулья, мягкие кресла, утюги, фрески для Дворца пионеров, сережки из серебра, торшеры, радиоприемники, сервизы...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кукиш в конверте

Маленький фельетон

Газета и море

Репортаж коллегии Министерства морского флота СССР и с борта теплохода «Лениногорск»