Девятигодники

С Диковский| опубликовано в номере №215-216, февраль 1932
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зотову удалось привить интерес к боевой технике, к мотору, к книге. Теперь девятигодник предпочтет просидеть выходной день над мотоциклом, автодоровской брошюрой, чем караулить девчат на тротуаре.

Взвод не терпит отстающих в подготовке. Достаточно девятигоднику отстать на шаг в стрелковом деле или по части мотора, как тотчас к нему протягиваются десятки дружественных рук.

Слабым - буксировщиков! Над отстающими - двойной контроль командира и взвода! Селантьев слаб по общему образованию, - его тянет буксировщик Харламов. Селантьев отстает в политучебе, - его поддерживает Селихов.

В один голос говоря об особенностях призыва, комсостав отмечает невиданную до этого года тягу молодняка к технике, к машине.

«... Дело было в 1929 году, в памятные дни авантюры китайской военщины на КВЖД. Трое китайских офицеров пытались после налета скрыться на автомобиле от нашего отделения. Все трое были убиты, и машина остановилась в степи. Она стояла на твердой, как мотасфальт, промерзшей дороге. Да и без дороги сильный «Мерседес - Бенц» мог идти через казачьи седла сопок. Ни одна поля не тронула мотора, шин, нервов управления. Но машина спокойно остывала на ветру. Красноармейцы пытались ее завести. По очереди садились за баранку, переставляли рычаги коробки скоростей, нажимали на педали, раскручивали тугую рукоятку пуска.

Потом, упираясь плечами в кузов, они покатили машину через степь к поселку. «Мерседес», превращенный в телегу, плелся шесть километров...»

Когда один из девятигодников, бойцов последнего призыва, выслушал эту историю, он засмеялся.

- Это бывает, - сказал он. - Значит или мотор застыл, или зажигание не в порядке. Хороший мотор с полуоборота заводится.

Он не мог предположить, чтобы среди красноармейцев, возившихся в степи над автомобилем, не было ни одного знающего мотор.

Этого конфуза не случилось бы с девятигодниками N - ской авточасти, будь они пулеметчиками, связистами или поварами. Машину должны знать все без отговорок. Этого жестко требует принцип взаимозаменяемости. Если выйдет из строя шофер, машина не потеряет управления, - за руль сядет пулеметчик. Выйдет пулеметчик, - машину поведет первый красноармеец части.

Во всех подразделениях младшие командиры разных специальностей взаимно обучают друг друга. Младший командир шофер Буренков занимается с пулеметчиком Кочуровым. Он рассказывает ему о капризах карбюратора, чем грозит вода, попавшая в бензин, и для чего пишется красный треугольник на правом заднем крыле машины.

И взамен Кочуров рассказывает Семенову и Буренкову, что такое кинжальный огонь пулеметов, заставляет десятки раз разбирать замок и вставлять круги с патронами.

Английский полковник Фуллер пришел бы в ужас, попав во взвод командира Мелихова. Полковник Фуллер справедливо боится передать машину, автомат - пушку, пулемет в руки шахтера, металлиста или докера. Дорожа своим и хозяйским лбом, он пытается создать армию - лилипут по размерам, - армию летающих, ползающих и плавающих машин, которыми командуют только избранные. Танк - в руки сына фермера, автомат - пушку - лавочнику, баллон с газами - патриоту - рантье. Им есть что защищать.

В N - ской авточасти командир машины Радзевич может ответить, сформулировав общую мысль по - английски:

«Our principe is to arm working masses with machines» (Наш принцип - вооружить машиной массы трудящихся).

В авточасти даже повар Юшин - человек, казалось, связанный больше с котлом, чем с блоком цилиндров, не расстается с чертежами и книгами о бронемашине, о моторе. Пока он малограмотен, и чертежи доводят его до темноты в глазах, но Юшин - ударник последнего призыва. Он будет знать мотор не хуже других, а пока он ловит товарищей на кухне, в казарме, в умывалке, ловит, чтобы спросить:

- Почему выгоднее стартерное зажигание? Библиотека - показатель заинтересованности бойца боевой техникой. Сюда приходят не попросить «почитать вообще», не полистать из любопытства первую книгу. Здесь говорят:

- Запишите на книгу «Форд, модель А».

- «Автомобиль» Чудакова еще не взяли? Половина берущих книги в библиотеке (а книги берут все) спрашивает литературу о бронемашине, о моторе, шасси, магнето.

Девятигодники быстро овладевают сложной боевой техникой. Но знать только мотор - значит расти однобоко. Молодняк вырастает в крепких полноценных бойцов, и однобокость отмечена только у одиночек. Ее лечат и обещают устранить к концу второй ступени обучения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены