Детектив по-телевизионному

Петр Смирнов| опубликовано в номере №1403, ноябрь 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Телевидению везет с литературой — в основе многих телефильмов лежат отличные произведения советских писателей, плодотворно работающих в детективном жанре. К сожалению, хуже обстоит дело с обратной связью: не часто экранизации достигают уровня своих литературных первоисточников. Кинематографисты Одесской киностудии не случайно обратились к творчеству старейшего мастера детективного жанра Аркадия Адамова. Владение интригой, умение выстроить увлекательный сюжет, знание людей советской милиции и специфики их работы давали возможность создать не только увлекательное телезрелище, но и серьезный кинороман.

Есть ли достоинства у трехсерийной ленты «Инспектор Лосев» (режиссер О. Гойда), снятой по одноименной дилогии писателя? Наверное, это... фон из второстепенных героев, когда несколькими штрихами обрисованы характер и биография каждого. В фильме немало интересных и точных актерских работ. Этой же яркости, естественно, ждешь и of исполнителя главной роли. Но, увы, фильм об инспекторе Лосеве остался без... инспектора Лосева. Молодой актер Ю. Шлыков то ли растерялся среди партнеров, то ли не сумел найти «зерно» роли. Бледная, неяркая исполнительская манера привела к тому, что на экране говорит и двигается безликая, стандартная модель некоего молодого героя. Наверное, поэтому в продолжении цикла об инспекторе Лосеве — телефильме «Петля» авторы довольно сурово обошлись с не оправдавшим надежд инспектором — вопреки роману его из главных действующих лиц разжаловали в эпизодические и практически отстранили от расследования, а во второй серии и вовсе «ликвидировали», заставив погибнуть от бандитской пули. Впрочем, в конце концов, это дело самих создателей — писателя А.Адамова и режиссера О.Гойды — решать, кого из героев «породить», говоря словами Тараса Бульбы, а кого — совсем наоборот...

Дело в другом. В том, что мы, зрители, получили в результате этих служебных перемещений героев. Ну, во-первых, по сравнению с «Инспектором» фильм «Петля» заметно «остепенился» — перестрелок и демонстраций приемов самбо и каратэ в нем несравненно меньше. Основной упор сделан на расследовании, поиске, разгадке загадочной смерти Веры Топилиной. Но на этот раз другая крайность: словно заимствованные из телевизионного «Прогноза погоды» бесконечные проходы по московским улочкам и нескончаемо долгие диалоги с директорами магазинов и ателье. При этом действие тормозится настолько, что подчас забываешь, детектив перед тобой или нечто многосерийное из жизни работников сферы обслуживания.

Встреча с Адамовым на телеэкране состоялась пока лишь, на уровне Детективного сюжета, «прорваться» за который к глубине психологической, знанию специфического и жизненного материала, к сожалению, не удалось.

«Да, детективный роман способен не только увлечь, захватить читателя, но и многому научить, на многое открыть глаза, разбудить мысль, зажечь сердце, способен помочь правильно разобраться в самых сложных жизненных ситуациях. В наших руках и в руках наших друзей в социалистических странах он превращается в острейшее идеологическое оружие, которое приобретает все большее значение в грандиозной битве идей, охватившей мир сегодня. Трудно переоценить эффективность этого оружия. И мы должны научиться мастерски владеть им». Эти Слова из книги А.Адамова «Мой любимый жанр — детектив» в полной мере можно отнести и к теледетективу. И хотя пока удач в нем куда меньше, чем неудач, мы в который раз, отбросив все дела, усаживаемся у телевизоров в ожидании непредсказуемых поворотов сюжета, острых мыслей и сильных характеров. Ведь страсть к приключениям, как и вера в конечное торжество добра, в нас неистребима. Как и надежда на то, что уж новая телепремьера не обманет наших ожиданий.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Книжный дар

Савва Дангулов — «о нашем времени, о тревожном и яростном мире...»

Спрос — с себя

Как поднять инициативу каждого работника, чтобы быстрее добиться повышения производительности труда?

Нескорый суд

Надо обсудить