Десять софийских дней

В Жильцов| опубликовано в номере №992, сентябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Оказывается, обычай выпрашивать «лишний» билет существует не только в нашей стране. Зал «Универсиада» был буквально осажден толпами жаждущих побывать на советском гала-концерте. А ведь в этот день выбор для любителей искусства был огромным: тридцать представлений, одно интереснее другого.

Моими соседями в зале стали двое симпатичных парней в форме болгарской делегации. Молодые рабочие из приморского Бургаса оказались большими знатоками советского искусства. Они знали в лицо чуть ли не всех наших артистов, а уж хлопали им так, что, казалось, перекрывали овации всего зала. Потом мы встретились с ними еще раз — в ночь после закрытия фестиваля. В 2 часа ночи советские лауреаты художественных конкурсов начинали свой прощальный концерт. Костадин и Ангел пришли в советский культурный центр прямо со стадиона «Левски». Они чувствовали здесь себя своими — обнимались с нашими ребятами, пили чай из огромного, пузатого самовара, танцевали в саду, не забывая, правда, каждый раз пристроить в надежные руки букет алых болгарских гвоздик. «Это для моей самой любимой артистки, — сказал Ангел, — Я уже узнавал, она будет сегодня выступать». Цветы предназначались Эдите Пьехе, и когда букет поплыл по залу, от ряда к ряду, и добрался наконец до сцены, Пьеха удивленно и радостно воскликнула: «Спасибо. Мне никогда в жизни не дарили цветов среди ночи». «Вот видишь, — сказал Ангел, — я говорил, что мои гвоздики особенные».

- Но это случилось потом, неделю спустя, а тогда в «Универсиаде» поток цветов казался неисчерпаемым, как море. Все артисты уходили со сцены, бережно прижимая к груди охапки нежных болгарских гвоздик.

«Около моего дома в Бургасе, — сказал Ангел, — растут самые прекрасные цветы во всей Болгарии. На днях мне пришлют их сюда, в Софию».

Цветы были действительно очень красивые.

День четвертый

«Тот, кто пал в бою за свободу, никогда не умрет». Христо Вотев, великий болгарский поэт

Когда вы попадете в Софию, ходите по городу не спеша, внимательно приглядываясь к уличным табличкам. На очень многих домах, особенно в центре, прикреплены скромные мемориальные доски: «На этом месте как борец за свободу народа...» 1929 год, 1934-й, 1940-й... Последняя дата — 1944-й, год освобождения Болгарии. А над городом в парке Свободы возвышается памятник борцам за счастье народа. Именно сюда, к памятнику, перенеслись главные события четвертого дня фестиваля. А их было много, этих событий, недаром ведь день посвящался народам, борющимся за национальное освобождение, независимость, мир, демократию и социальный прогресс.

...У него были удивительные глаза, у этого парня в белой рубашке и холщовых брюках. На манифестации в день открытия фестиваля он шел, закрыв лицо руками, стараясь не попасть даже случайно в объектив фотоаппарата. А. сейчас он не боится, он знает, что разговаривает со своим, и улыбается своими удивительно ясными, нежными глазами, в которых затаились тоска и боль за родную, далекую страну.

«Когда моя страна снова станет свободной, — говорит он, — мы тоже построим памятники нашим борцам. Может быть, в будущем и фестиваль у нас состоится, а пока даже здесь, у друзей, я должен скрывать свое имя. Ведь мне еще возвращаться на родину. Не хочется попасть в руки полиции, впереди так много дел».

Памятник борцам за свободу как бы реет в ночном небе, опираясь на одни лишь лучи прожекторов. Стройные юноши с факелами в руках полукольцом' охватили площадку перед монументом. К братской могиле один за другим ложатся венки.

Фестиваль чтит всех, кто погиб, сражаясь за жизнь, за счастье людей. Их оружие в надежных, сильных, молодых руках.

День пятый

«Болгары — наши искренние друзья». (Из ответов на анкету газеты «Фестиваль»)

Наверное, это был редчайший случай: журналист сокрушался, что у него не берут интервью. «Если бы у меня спросили: что вас больше всего потрясло в Болгарии, — говорил он, — я бы просто рассказал случай, происшедший со мной. Без комментариев, он в них не нуждается».

А было вот что. Шел проливной дождь. Он грозил сорвать карнавал — красочный, яркий, веселый. Мокли в ожидании участники шествия в причудливых сказочных масках, мокли тысячи горожан, собравшихся принять участие в событии, к Которому вся София готовилась уже несколько месяцев. И только два советских фоторепортера, снимавших тронувшуюся наконец в путь карнавальную процессию, оставались, несмотря ни на что, сухими. Куда бы они ни пошли, всюду за ними поспевали двое молчаливых мужчин с зонтиками. Они просто вышли из толпы, когда увидели, что репортеры ринулись в гущу шествия. И не отставали ни на шаг, держа раскрытые зонты над их головами и аппаратурой все время, пока шла съемка.

«Мы даже не успели поблагодарить их, — сокрушались потом наши коллеги, — они исчезли, как только стих дождь, и найти наших помощников было уже невозможно. Никогда себе этого не простим».

Рассказав эту историю, я несколько нарушил хронологическую последовательность заметок. Ведь карнавал состоялся двумя днями позже. Но думается, что лучшей иллюстрации к пятому дню фестиваля — дню Болгарии — найти трудно.

Успех фестиваля, его необычайный размах, необычайная атмосфера дружбы, добросердечия — во всем этом чувствовалась щедрая душа хозяев, всегда стремившихся, сделав свое дело, скромно удалиться, так же как и двое молчаливых софийцев — нежданных опекунов наших фоторепортеров.

Настоящим пиршеством красок, музыки, танца народа Болгарии стал праздник на стадионе «Левски». Здесь собрались ансамбли танца и хоры со всей страны — олицетворение народного таланта, тонкого художественного вкуса, необычайной одаренности болгар, знающих и любящих свою историю, свои обычаи, свое искусство. Недаром ведь говорят, что нет и не может быть болгарина, который не умел бы танцевать.

А когда в заключение на поле ринулись сотни нукеров (пастухов) из Ямбола в огромных мифических масках, в овечьих шкурах, с грохочущими медными кувшинами у пояса и большими кожаными хлопушками в руках, пришел и наш черед принять участие в общем веселье. Куперы подбегали н трибунам и увлекали зрителей за собой, в общий танец, ставший символом братства, символом гостеприимной болгарской земли.

День шестой

«Милые девушки, боритесь за то, чтобы никогда не было войны на нашей планете. Будьте счастливы всю свою жизнь». Любовь Космодемьянская

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены