«Дело» о рекордах

И Борисенко| опубликовано в номере №909, апрель 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перед стартом космонавты по традиции приходят на Красную площадь, а мы, спортивные комиссары, тем временем готовимся к оформлению новых рекордных достижений. Так было и в марте, перед полетом «Восхода-2».

Как всегда, мы провожаем космонавтов до самой ракеты. Лифт поднимает их к кабине. Вот через люк в корабль входит Павел Беляев, за ним - Алексей Леонов. Закончились последние приготовления к старту. Пора занимать место у специального секундомера.

Я посматриваю на хронометр, контрольная стрелка которого отсчитывает последние секунды.

- Ключ на старт!

- Есть ключ на старт!

- Алмаз, Алмаз! - говорит в микрофон Ю. А. Гагарин. - Все идет нормально, по программе.

Ответа из корабля не последовало, так как после объявления пятиминутной готовности на борт было передано указание находиться только на приеме.

На наблюдательном пункте затихают разговоры. Все присутствующие подошли к перилам веранды. Секундная стрелка приближается к цифре 12. Раздается спокойный голос командира:

- Пуск!

- Есть пуск! - дублирует оператор.

В следующее мгновение все тонет в мощном реве двигателей. Я пускаю секундомер. С этого момента начался отсчет времени полета ракеты в космическом пространстве...

Первый космический рекорд был зарегистрирован четыре года назад, после легендарного полета Гагарина.

Но космические спортивные комиссары ведут свою историю с октября 1960 года. Именно тогда впервые был поставлен вопрос о правилах регистрации рекордов, устанавливаемых человеком на ракетах в космическом пространстве. Произошло это в Барселоне, на заседании Спортивной комиссии Международной авиационной федерации (ФАИ).

Инициатива исходила от представителей США. Американцы были уверены, что первым полетит их космонавт. Представленный делегацией США проект подвергся значительным изменениям. По настоянию советской делегации из него было исключено положение о регистрации рекорда в случае, если космонавт не возвратится на Землю. Советские люди не могли допустить, чтобы космос стал ареной бессмысленных жертв в погоне за сенсационными результатами.

Комиссия решила признавать и регистрировать в качестве абсолютных мировых рекордов достижения на продолжительность полета, на высоту в неорбитальном (баллистическом) полете, на высоту в орбитальном полете (полет вокруг Земли), на наибольшую массу (вес) космического корабля, поднятого на высоту 100 и более километров от Земли (высота менее 100 километров была оставлена для будущих рекордов авиации).

Для утверждения мирового космического рекорда страна должна представить на утверждение ФАИ «дело» о рекордном полете. В этом «деле» должны быть собраны все материалы о старте, полете и приземлении, общие сведения о летчике-космонавте, указаны его национальность, дата выдачи спортивного свидетельства, тип, марка и мощность ракеты-носителя, результаты обработки всех данных координационно-вычислительного центра, телеметрическая информация, программа полета, личный доклад летчика-космонавта и другие материалы.

Полет Ю. А. Гагарина на корабле «Восток» был зарегистрирован именно по этим правилам, после того как все материалы были утверждены на заседании Спортивной комиссии Центрального аэроклуба СССР имени В. П. Чкалова.

Спортивным кодексом ФАИ предусмотрено, что новое достижение может быть признано мировым рекордом в том случае, если оно превышает старый по космическим полетам на 10 процентов, а по полетам других летательных аппаратов - не менее чем на 1 процент.

И хотя гагаринский подвиг оставил далеко позади все предыдущие мировые достижения авиации и открыл человечеству дорогу в космос, оформление документов происходило строго по правилам. А эти правила предусматривали даже такие «мелочи», как наличие у космонавта спортивного свидетельства.

Согласно спортивному кодексу ФАИ, спортивный комиссар должен засвидетельствовать приземление космонавта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены