Декоративное искусство

опубликовано в номере №807, январь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недавно у нас в редакции побывали работники журнала «Декоративное искусство», с которым нас роднит общая задача - воспитание у читателей эстетического вкуса.

Это богато иллюстрированное издание борется за красоту в широком понимании слова - за красоту городов и улиц, заводов и фабрик, наших жилищ. В этом году на его страницах открывается новый раздел - «Искусство рядом с тобой», где можно будет найти практические советы по оформлению квартир, по подбору предметов, украшающих быт советского человека.

Этот раздел нам понравился. Ведь настоящее, цельное, здоровое искусство, говоря словами Стасова, существует лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь.

Именно теперь более, чем когда либо, советские люди хотят, чтобы все вокруг было красиво - все до последнего предмета. Вот об этом - то мы и говорили с нашими гостями. Речь зашла о новых тканях, образцы которых вы сегодня видите. Оказывается, сюжетные рисунки, завоевавшие в последние годы признание, имеют свою историю. Такие изображения на материале встречались в Древнем Египте IV-VI веков нашей эры. в тканях Персии и Византии, в тканях средневековой Европы. Известны французские силуэтные бархаты XVIII -XIX веков.

В двадцатые годы нашего столетия сюжетные рисунки часто использовались в советском текстиле, темой для которых служили отдельные моменты социалистического строительства. Об этом говорят и их названия: «Слет пионеров», «Электрификация», «Пятилетка в четыре года», «Рыбная путина», «Механизация сельского хозяйства», «X лет РККА» и т. д.

Такие произведения больше походили на репродукцию агитплаката, чем на текстильный орнамент. Поэтому подобное новшество вызвало отрицательную реакцию у советских людей. Это направление было осуждено партией и советской общественностью как проявление формализма в декоративном искусстве.

Сейчас мы наблюдаем возрождение сюжетных рисунков, но уже на новой, правильной основе. Городские и сельские пейзажи, танцы и игры, эпизоды из жизни детей, веселые молодежные сцены - вот примерный круг используемых в настоящее время тем.

Рисунок перестает быть самостоятельным изображением, он становится орнаментом, украшающим ткань, и таким образом органически связывается с тем предметом, который украшает.

Трудно представить себе наш быт без декоративно - прикладного искусства. Часто ли встретишь дом, в котором не было бы вазы для цветов, изящного коврика у кровати, лампы с простым и удобным абажуром? Воспитание вкуса происходит под воздействием и этих, казалось бы, на первый взгляд, незначительных предметов быта. Вот почему журнал «Декоративное искусство» борется с пошлостью и безвкусицей в оформлении квартир, считая, что каждый должен стать художником в своем жилище.

Посмотрите, какие прекрасные образцы современной керамики показала юбилейная выставка декоративного искусства Прибалтики. Они не только за стеклом выставочных витрин, но и вошли в дома, где началась их вторая жизнь. Это, пожалуй, одно из самых больших достижений художников прибалтийских республик. Вот о чем нам рассказали сотрудники журнала «Декоративное искусство».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены