Действуют по-комсомольски!

Ц Солодарь| опубликовано в номере №949, декабрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Старый, потрепанный блокнот. Поначалу даже кажется, что он исписан не мной: ведь прошло почти четверть века, и почерк разительно изменился. Нет, нет, именно из этого блокнота приходилось диктовать изнемогающим от бессонных ночей фронтовым телеграфистам корреспонденции по адресу: Москва, «Комсомольская правда».

Было это в первые месяцы воины. И сейчас, когда спрашиваешь себя: «Какие же дни памятны более всех?» — в сердце властно стучатся картины именно тех — самых тяжелых и горьких — дней боев под Москвой.

«Действуют по-комсомольски!» Эти слова, — записал я тогда, — вошли в обиходный лексикон фронта. Их можно услышать на аэродромах, в блиндажах связистов и на артиллерийских наблюдательных пунктах, на полевых танкодромах, в политотделе, на коротких привалах и на полях, где еще дымятся следы боя. Выражение «действуют по-комсомольски» слышишь от генералов и лейтенантов, от комиссаров и политруков, от молодых бойцов, которые еще только ждут незабываемой минуты вступления в комсомольскую семью, и от бывалых воинов, оставивших далеко позади пылкий комсомольский возраст».

Но где же, где впервые довелось мне услышать эту ставшую крылатой фразу?

...Рубеж Смоленщины и Московской области. Бои идут за каждую пядь земли. Нужно во что бы то ни стало выбить фашистов из небольшого села и овладеть господствующей над местностью высотой. Сложную операцию, которая должна дезорганизовать массированные силы противника, ведет первый батальон. Он принял на себя главный удар фашистских танков. Силы тают.

В ночь командир полка майор Щербаков посылает батальону подкрепление — стрелковый взвод во главе с секретарем комсомольского бюро полка Григорием Выгоном. Пойти в бой за своим вожаком добровольно вызвалась группа комсомольцев из других взводов. Они знали, что для достижения цели неминуема рукопашная.

Утром майор Щербаков спросил по полевому проводу командира первого батальона:

— Ну, как там подкрепление действует?

В трубке зарокотали ответные слова комбата. Они вызвали на усталом лице командира полка теплую улыбку.

— Что он ответил? — спросил комиссар.

— Говорит, действуют по-комсомольски.

А наутро из донесения комбата стало ясно содержание двух слов: «Действуют по-комсомольски!» Взвод, с которым пошел на штурм Григорий Выгон, скрытно пробрался к околице во фланг врага. Фашисты не приняли ближнего боя и стали отступать. Отстреливались, укрывшись в селении. Но взвод, несмотря на потери, продолжал наступление. Оно и решило исход боя за высоту.

Днем Григорий Выгон вернулся на командный пункт полка. Я стал расспрашивать его о боевых делах комсомольцев. Неожиданно Выгон, молодой педагог-историк, ставший комсомольским вожаком только на фронте, предложил:

— Пойдемте на комсомольское собрание, там вы многое поймете. Соберутся комсомольцы роты лейтенанта Калмыкова.

Комсомольское собрание на переднем крае?

Прочтя, видимо, этот вопрос в моем удивленном взгляде, Григорий сказал:

— На собрание отпущено ровно двадцать минут. Ни секунды больше. Очень оно необходимо, очень... Его будет проводить ротный комсорг Михаил Соколов. Приглядитесь к нему, прислушайтесь — многое поймете!

Давно я уже вышел из комсомольского возраста, но как журналисту и писателю немало за последние годы доводилось бывать на комсомольских собраниях. И на любом из них — у молодых алтайских целинников, у моряков вдали от родных берегов, у строителей таежной магистрали — я вспоминал (и всегда, всегда буду вспоминать!) собрание в роте лейтенанта Калмыкова. И не только само собрание, а и то, как, говоря обыденным языком, было выполнено его решение.

С Григорием Выгоном мы пробрались в роту Калмыкова поздним вечером. Утром ей предстояло пойти в бой и выбить противника с укрепленного пригорка, закрывавшего подступы для контратаки наших частей.

Мы нашли Михаила в поросшем кустарником овражке. Моросил мелкий дождик. Прикрывая полой плащ-палатки ученическую тетрадку, Соколов старательно, как на уроке чистописания, переписывал слова из обращения VIII съезда Ленинского комсомола: «Наши знания, наши мускулы и наша жизнь принадлежат власти рабочих и крестьян. Мы не щадили их в огненные годы гражданской войны, мы без вздоха сожаления отдадим их в. дни новых испытаний и побед».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Записки крестоносца

Из фронтового дневника лейтенанта гитлеровской армии Г. Линке