Дангуоле оставляет солнечный дворик

Николай Старшинов| опубликовано в номере №844, июль 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Дворик этот мал и уютен.

Старинные двухэтажные домики с остроконечными черепичными крышами надежно ограждают его не только от уличного шума и суеты, но и от палящего дневного солнца. Оно появляется здесь ненадолго и то лишь в ранние утренние часы и к самому вечеру.

Но когда, прорвавшись под готические своды и арки, оно заглядывает сюда, дворик весь преображается.

Кремневыми блестками сверкает чистый солнечный булыжник. Зеленым солнцем сияет трава аккуратно подстриженных газонов. Красным солнцем отсвечивает черепица остроконечных крыш. Желтые солнечные квадраты и многоугольники лежат на желтых стенах старинных домиков.

В такое время и появляется на свет все живое этого дворика. Даже огромные длинноногие пауки, вечно дрожащие от сырости и прохлады, выползают из затененных углов на солнечные пятна, чтобы погреть свои ревматические суставы.

В такое время сюда слетаются и все окрестные голуби. Они важно ходят по дворику, ожидая свою кормилицу и заступницу. С первыми лучами солнца во дворе появляется и сама она – старушка полька, живущая здесь с незапамятных времен. Ее маленькая головка прикрыта розовым чепчиком, плечи ее узки, а юбка несоразмерно широка, что делает ее фигуру поразительно похожей на кенгуру.

– Вуль-вуль-вуль! – мягко зовет она голубиную стаю, высыпая из своих обширных карманов крошки хлеба, перемешанные с крупой. – Вуль-вуль-вуль-вуль...

Это пани Хмелевская.

Правда, все жители двора за глаза называют ее паненкой Хмелевской, поскольку, дожив до семидесяти лет, она так и осталась незамужней. Но мы из уважения к ее возрасту позволим себе называть ее пани Хмелевской. Так, пожалуй, и справедливей и самой ей больше по душе.

Итак, пани Хмелевская кормит голубей. Но не только кормит, – она же и оберегает их от врагов.

Впрочем, последних благодаря ее заботам осталось совсем немного. В первую очередь это толстый рыжий кот Рудис, настырный и упорный в своем постоянном охотничьем азарте.

Едва во дворе появляется солнце, а вместе с ним и голуби, рыжий разбойник тут как тут. Подкрадываясь к ним из-за угла, он ползет на животе по теплому солнечному булыжнику.

Но и пани Хмелевская не дремлет: на случай неожиданного нападения она всегда носит с собой тросточку.

Вторым врагом голубей был тощий, непропорционально длинный кот по кличке Мурлис. Но его охотничий азарт гораздо умереннее: Мурлис был однажды проучен пани Хмелевской и с тех пор потерял всякий интерес к голубям.

Для справедливости необходимо сказать, что и отношение пани Хмелевской к Мурлису изменилось с тех пор коренным образом. Сколь яростно набрасывается она на рыжего Рудиса, столь же нежно встречает она теперь Мурлиса, а иногда даже и подкармливает его.

К недоброжелателям, если не к врагам голубей, пани Хмелевская относит и шестилетнего мальчика Эймутиса.

Действительно, Эймутис настроен весьма воинственно. Он носит пилотку с большой красной звездой и деревянный меч. Он мечтает поскорее вырасти и стать генералом. К этому поприщу он и готовит себя упорно и последовательно.

С появлением солнца Эймутис вылетает из дверей своей квартиры с воинственными криками и, размахивая деревянным мечом, проносится в непосредственной близости от голубей. От его вихреподобного движения самые флегматичные голуби – и те поднимаются в воздух. Этого вполне достаточно пани Хмелевской, чтобы недолюбливать будущего генерала, ибо свое отношение ко всему живому, в том числе и к людям, она строит в зависимости от их отношения к голубям...

Есть среди обитателей двора и такие, к которым пани относится в целом равнодушно-доброжелательно. Это четырехлетние мальчики-близнецы Артурас и Арвидас.

Они одинаково одеты в оранжевые лыжные костюмы, одинаково светловолосы, одинаково аккуратно причесаны, ходят в одинаковых желтых ботинках, в одинаковых фиолетовых шапочках. Они настолько одинаковы, что даже мать иногда не отличает их друг от друга. Когда она видит, что кто-то из них балуется, она высовывается из окна и кричит:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены