«Далеко от Москвы»

опубликовано в номере №565, декабрь 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Беседа с режиссёром - постановщиком фильма А. Столпером

На экраны страны вышел новый фильм «Далеко от Москвы», поставленный киностудией «Мосфильм» по одноимённому роману В. Н. Ажаева.

Корреспондент журнала «Смена» обратился к режиссёру - постановщику фильма Александру Борисовичу Столперу с просьбой рассказать читателям «Смены» о работе над фильмом.

- Когда мы вместе с автором романа и кинодраматургом М. Папавой начали свою работу над фильмом. - сказал А. Б. Столпер, - перед нами возникла сложная и трудная задача. Ведь фильм должен охватить всё многообразие событий и образов, выведенных в романе. Если бы мы пытались строго держаться сюжетной линии романа, последовательности событий, это потребовало бы невероятно большого метража; взять же какую - нибудь одну частную линию развития - значило бы исказить, обеднить роман. Отсюда и характерная особенность нашего фильма: в нём нет ролей главных и второстепенных. Все роли главные. Вернее было бы сказать, что героем фильма является коллектив строителей нефтепровода, именно коллектив. Это начальник строительства Батманов и сварщик Умара Магомет, инженер Алексей Ковшов и шофёр Махов, парторг Залкинд и девушка - экономист Женя Козлова...

При съёмках фильма мы старались придерживаться максимальной документальности. В фильме зритель увидит богатейшую природу Дальнего Востока, со снегами и буранами, с ярким солнцем и буйной весной. Мы были в городе, который мог быть назван Новинском, - действительно новом городе, созданном в годы сталинских пятилеток, мы снимали многие сцены на могучей реке. названной В. Ажаевым Адуном: мы познакомились с изумительным коллективом строителей нефтепровода, среди которых узнали любимых своих героев. Тут были люди, черты которых нам так хорошо знакомы по роману «Далеко от Москвы». Среди них можно было угадать и Ковшова, и Беридзе, и Умару Магомета, и шофёра Макова; мы познакомились с новыми людьми, героями ещё не написанных романов и повестей, с людьми, горячо любящими свой родной город, готовыми часами рассказывать о трудовых подвигах многих Маховых, Роговых, Магометов, Васильченковых...

Мы стремились достичь той реалистической правды, которая отличает роман Ажаева. Вот как, к примеру, проходили съёмки весенних сцен на льду реки Адуна.

Тает лёд. На нём образуются большие полыньи. Идёт съёмка массовых сцен. На льду десятки автомашин, около трёх тысяч человек. Это была настоящая страда. Мы торопились, съёмки надо было закончить до начала ледохода. Шофёры ездили по льду с открытыми дверцами кабин, чтобы в случае чего успеть выпрыгнуть из кабины на лёд. Но лёд, хоть и трещал, был ещё крепок, и ни одному из шофёров не пришлось бросить машину.

Хочется сказать об отношении дальневосточников к роману «Далеко от Москвы» и к фильму, - заметил в заключение своей беседы А. Б. Столпер. - На Дальнем Востоке, пожалуй, не встретишь человека, который не читал бы романа. Многие спрашивали нас, где сейчас работает Батманов, расспрашивали о Ковшове, о Жене, допытывались, не знаем ли мы их адресов. «Это наш роман», - говорили дальневосточники.

Огромную помощь оказывали нашему коллективу местные жители. Это сыграло немалую роль в решении той большой и почётной задачи, которая была поставлена перед нами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены