Дайте новую игрушку

З Ли| опубликовано в номере №168, октябрь 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Еще первая кукла имела свою социальную функцию.

В эпоху расцвета игрушки во Франции XVII в., когда аристократический Париж считался законодателем мод и вкусов, высшее общество избрало для своей пропаганды куклу. Куклы одевались по последней моде. Матери изучали по ней моду - дети забавлялись ею. Немой проводник классовой культуры добросовестно и честно служил своему хозяину.

В России шовинистическая культура насаждалась оловянными солдатами, а куклы воспитывали мещански - обывательские вкусы подрастающего поколения. Но в России можно было встретить «оппозиционную» игрушку. Это были кустарные изделия, куда часто проникал сатирический элемент.

На игрушечном рынке нередко появлялись пышнотелые, упитанные монахи, толстые, с огромным животом купчины - «пузаны», держиморды - жандармы и т. д. Эти игрушки встречались верхами общества крайне недоброжелательно. Часто мастера - игрушечники терпели гонение.

В большинстве своем русская игрушка, в особенности кустарная, являлась прежде всего... произведением искусства. Она заботилась о внешней, эстетической стороне и ни в какой степени не была рассчитана на воспитание трудового начала у ребенка.

Перед советской игрушкой стоят огромные воспитательные задачи. В настоящее время эти задачи еще больше осложняются проблемой политехнического воспитания детей.

Игровая деятельность ребенка начинает сейчас стимулироваться внесением производственной игрушки - строительным материалом, двигателем, трактором и т. д.

Вот очень пестрая мозаичная постройка с вышками и дугами - она называется «дом». Но вдруг этот дом превращается в длинную, зигзагообразную цепь - трамвай, потом из этого вырастает высокая каланча, затем колодец, и малыш счастлив, он улыбается, радостно хлопает в ладоши.

Строительные игрушки воспитывают в ребенке чувство коллективного творчества, развивают комбинаторские способности. Ребенок один не может справиться с этими игрушками, вокруг них занята целая группа его товарищей: одни выбирают материал, другие строят и т. д.

Прекрасная производственная игрушка для ребят 6 - 8 лет, недавно изобретенная на Западе, - меккано, - это различные формы строительного материала с отверстиями для гаек, дуг, брусьев. Из них комбинируются различные модели домов, мостов, железных дорог и пр. Меккано - сложная и интересная, чисто «политехническая» игрушка.

На таком же строительном принципе построена «монтессоровская пирамида», начинающаяся с 32 см куба и кончающаяся кубом в 2 см. Крупный строительный материал выполнили мастерские МОНО, представив 118 совершенно различных архитектурных форм. Интересен материал, выполненный по системе Дедюлиной, состоящий из 150 разных предметов с большими плоскостями для пола и потолка.

Наблюдения над юными архитекторами, произведенные научными сотрудниками Московского музея игрушки Наркомпроса и Ленинградской «Дошкольной жизни ребенка», показывают, что у детей политехнические игрушки пользуются большим успехом. Ребенок до того увлекается, что не замечает, как проходит время.

Такая игра быстро развивает изобретательность, желание самостоятельно строить, выдумывать. Ребенок уже заражен «строением» и постепенно начинает изобретать самодеятельную игрушку.

В наших детсадах и домах самодеятельной игрушке не уделяют достаточного внимания. Между тем после строительного материала, который дает ребенку общую ориентировку в вещах, самодеятельная игрушка должна быть следующим этапом в производственно - игровой жизни ребенка, воспитывая в нем творческий момент, наблюдательность и трудовой навык, а это впоследствии окажется хорошим трамплином от школы в производство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены