Даешь рабочие литературные кадры

А Сурков| опубликовано в номере №161, июль 1930
  • В закладки
  • Вставить в блог

Читатель хочет, чтобы литератур, отвечала на волнующие его вопросы сегодняшнего героического созидательного периода Он хочет видеть в произведениях своих писателей те огромные, сложные и противоречивые процессы, участником которых он является. Он хочет, чтобы литература не плелась в обозе истории, а шла в авангарде событий, откликалась на самые жгучие запросы сегодняшнего дня, организовывала сознание и чувства растущего социалистического человека, полнокровными художественными образами поднимала энтузиазм в стройке, ярость в преодолении сопротивления ликвидируемых остатков враждебных, капиталистических классов.

Несомненно, что одной из больших наших бед является отсутствие крепких литературных кадров пролетариата. Они до сего времени количественно ничтожны и качественно слабы. Рост запросов читателя не покрывается и количественным и идейно - творческим ростом кадров пролетарской литературы. Писатель из рядов пролетариата растет слишком медленно. А ведь он - и только он, обогащенный громадным опытом, добытым его классом в борьбе и социалистической стройке, сможет противопоставить последышам буржуазной литературы новую литературу, пропитанную боевой философией пролетариата - диалектическим материализмом.

Российская ассоциация пролетарских писателей, единственная массовая пролетлитературная организация, выросшая на базе рабкоровского движения, в течение ряда лет занимается практическим разрешением проблемы литературных кадров.

Через систему местных ассоциаций, групп и кружков она выявляет и объединяет для учебы и творчества рабочий начинающий молодняк. Особенно серьезно этим РАПП стал заниматься после I Всесоюзного съезда пролетписателей, на котором был дан движению лозунг: «РАПП - на предприятие».

Осуществляя этот лозунг, ассоциации создали на фабриках и заводах несколько сот рабочих литературно - творческих кружков. В этих кружках объединена та часть рабкоровского и рабочего актива, которая в той или иной мере делает попытки заниматься творческой работой.

Все эти мероприятия, вполне правильные и целесообразные, все же не снимают с плеч заботы о кадрах. Во - первых, количество этих кружков для огромной территории СССР крайне мало. Во - вторых, качество их работы крайне слабо. Имеется много неполадок, мешающих плодотворной воспитательной работе, тормозящих развитие и рост творчества кружковцев.

Значительная часть кружков занимается без системы и плана. Нет хороших руководителей. Нет увязки учебы с общественностью, с повседневными интересами рабочего коллектива завода. Нет возможностей внешнего выхода творческим опытам молодежи.

Одним из главных тормозов развития массового рабочего литературного движения является невнимание к делу воспитания литературных кадров со стороны пролетарской общественности (и комсомольской в том числе).

На литкружок в лучшем случае смотрят как на безвредный, но и бесполезный нарост на теле заводской общественности. Его или ругают, или не замечают. Кружку удается с трудом добыть помещение для занятий, ничтожные гроши на пособия и т. д.

К тем, кто пишет стихи или рассказы, отношение складывается (как правило) несколько презрительно - насмешливое: «люди серьезным делом занимаются, а он стишки пишет». Мудрено ли, что в такой обстановке многие хорошие общественники и талантливые люди держат свою склонность к занятию литературой в секрете, как дурную болезнь.

Чтобы скорей устранить такое ненормальное положение, мешающее росту рабочих литературных кадров, надо показать пролетарской общественности значение этого дела, его сложность и ту неприглядную действительность, которая имеется в кружках. Надо опыт работы кружков - и плохой и хороший - сделать достоянием и всех организаций РАПП и всей пролетарской общественности.

Комсомол, из рядов которого шли и будут идти значительные кадры рабочих писателей, до сих пор в недостаточной мере интересовался литературными делами. А он должен знать, как воспитывается литературная смена. Должен не только наблюдать, но и принимать участие в воспитании литкадров.

Поэтому смотр литературных кружков, организуемый массовым журналом рабочей молодежи «Смена», нужно приветствовать как чрезвычайно важное и полезное дело.

Местные комсомольские организации АПП должны придти на помощь «Смене» в проведении смотра. Литкружки на страницах журнала должны отчитаться перед общественностью в своей работе, поделиться накопленным опытом, показать, как они растят новых писателей. Редколлегии стенгазет и многотиражек, рабочие клубы, легкая кавалерия должны рассказать, помогают ли литкружки в их работе, держат ли они связь с рабкоровскими коллективами и клубным активом.

Все товарищи, заинтересованные в развитии пролетарской литературы, должны своими предложениями и пожеланиями помочь развитию плодотворной работы в кружках, созданию благоприятной обстановки для быстрейшего роста идейно и творчески доброкачественного людского материала в литературе.

Только усилиями широких слоев пролетарской общественности, ее участием и контролем в деле выращивания рабочих писательских кадров нам удастся сжать ножницы расхождения читательского спроса с тем, что может дать культурной революции пролетарская литература.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены