«… Да плат узорный до бровей»

Марина Крайняя| опубликовано в номере №1354, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Платки. С древних времен неотъемлемая часть женского туалета. Платок завязывали под подбородком, носили на плечах, закалывали брошью на шее. Черный и синий фон придавал лицу сказочность и таинственность, бордо, вишня, пунц подчеркивали женственность, азулиновый с нежными соцветиями небесно-голубых фиалок и гордых лилий символизировал изящество.

«Русь», «Хохлома», «Аннушка», «Каменный цветок», «Элегия», «Галина» – платки с такими названиями выпускаются в подмосковном городе Павловском Посаде.

Фабрика имени X годовщины Красной Армии Московского производственного платочного объединения. Цех ручной печати. Большая комната, тихая и светлая, она похожа и на мастерскую художника и на театральную костюмерную. Здесь всюду полотна, рождающиеся и уже законченные, – разноцветные платки, шарфики, шали, покрывала. Здесь могут нанести на ткань любую гамму красок, создать орнамент, равного которому нет.

Павловско-лосадские платки – народный промысел со стасемидесятилетней историей.

Продукция (хотя это скучное слово вряд ли подходит к искрящимся, поистине русским произведениям искусства) подмосковной фабрики известна во всем мире. Не ошибусь, сказав, что павловско-посадский платок можно встретить на всех континентах. А если разложить грамоты, кубки и призы, которых здешние мастера удостоены – среди них дипломы всемирных выставок в Лионе и Брюсселе, золотая медаль Пловдивской ярмарки 1981 года, – и нескольких, даже самых больших платков не хватит.

Много секретов таит в себе это древнее производство. С незапамятных времен на Руси украшали платки с помощью резных деревянных досок – манер и цветок. При печатании рисунка били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набивка».

– Цветка-то, она штука непростая, – отложил инструмент старый резчик Александр Максимович Молочников. По-молодецки поднялся и направился к куче деревянных досок. Две из них мы с трудом перетащили на стол и стали рассматривать. – Вот это, – карандаш уперся в средний слой цветки, – ель, но могут быть и другие хвойные. А поверху обязательно твердая порода должна идти, чтобы от краски не коробилась, не разрушалась, не намокала цветка. По твердой и режу узор, какой надо. Инструменты делаем сами. – Молочников выбрал один из них и показал в деле. – И молодежь тому обучаю, ведь ни техникумов, ни училищ по этому ремеслу нет, а его сохранять надо. Мне уже девятый десяток пошел, а все работаю. Вызывают, просят: то заказ какой важный выполнить, то ребят поучить. А я не отказываю. Куда ж я без работы своей, благодаря ей и живу столько...

Куртки мастеров, пропитанные всевозможными красками, похожи на клоунский наряд. Но люди, целиком поглощенные работой, этого не замечают. Пот катится по лицу, краска надолго въедается в тело. Руки дрожат от напряжения, поднимая тяжелый манер, а ошибаться нельзя – все пойдет насмарку: мало того, что рисунок расплывется, краски могут лечь одна на другую и дадут нежелательный оттенок.

И хоть исчез из привычных инструментов чугунный молоток, за день мастер поднимает тяжестей не меньше олимпийского чемпиона по штанге. Вот и выходит, что не женское это занятие – раскрашивать платки.

Стиль павловского набивного платка – стилизованная роза. Садовый цветок – своего рода орнамент, но он не выпадает из плоскости ткани. Границы допустимого объема диктуют светотень, ее законы. Поэтому и приходится мастерам делать сотни проходов-наложений, что-бы получить необычную гамму цветосочетаний. Уникален, но и тяжел этот труд.

– А машины, Александр Максимович, какую роль машины играют?

– Роль-то у них важная, и платков на них выпускается много. – Молочников призадумался, но тут же засмеялся: – А ты, вот ты бы какой платок выбрала: тот, что из ручной печати, такой пунцовый, помнишь, или этот синий, что по машине идет?

На ответе старый мастер не настаивал. А я про себя подумала, что выбрала бы непременно тот, пунцовый, роскошный платок со стремительными цветочными потоками... Ибо, как сказал поэт, «и невозможное возможно, дорога долгая легка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка...».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены