«Чувствовать свет в своих ладонях…»

Витаутас Серейка| опубликовано в номере №1211, ноябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Один раз в год...

Раз в год, в начале июня, здание нашей школы становится похожим на потревоженный муравейник. Со всех концов Литвы в этот день привозят к нам детей – семилетних девчушек и мальчуганов. И педагоги всех трех отделений – музыкального, хореографического и художественного – внимательно знакомятся с малышами, пристально приглядываются к ним, стараясь определить их природные данные, способности и возможности.

Нелегкое это дело – при первом знакомстве выяснить пригодность малыша к учебе в Школе искусств! На протяжении дня Перед глазами каждого педагога проходят несколько десятков несмышленышей, и каждый по-своему симпатичен и привлекателен.

Нашей школе почти тридцать лет, есть у нас преподаватели общих и специальных дисциплин, воспитатели, которые работают здесь почти с первого дня. Разумеется, их опыт помогает избегать ошибок в оценке данных поступающих к нам детей. Но возможно ли это вообще – при первой встрече с ребенком определить, достаточно ли он одарен, чтобы со временем стать музыкантом-исполнителем или теоретиком, танцором классического балета или исполнителем народных танцев, живописцем, графиком, скульптором, искусствоведом?

Есть, конечно, много способов проверки способностей к творчеству. Мы самым тщательным образом проверяем слух, чувство ритма, музыкальную память поступающих на музыкальное отделение; просматриваем рисунки детей, которые хотят поступить на художественное отделение, рисуем и лепим вместе с ними, пытаясь при этом разглядеть их способности и склонности характера; очень требовательно проверяем физические данные, музыкальность и пригодность кандидатов для поступления на хореографическое отделение. Мы терпеливо беседуем с самими детьми, с их родителями все с той же целью: как можно глубже и точнее оценить их возможности.

У нашей школы есть одна, очень важная, на мой взгляд, особенность. Давая ученикам высокую профессиональную подготовку, мы стремимся, чтобы занятия искусством пробуждали в них доброту, порядочность, честность. Воспитывая эти качества, мы воспитываем в них и уважение к земле, к Родине, к человеку.

...Каждую осень наши первоклассники отправляются в лес. Собирая красочные осенние листья, наблюдая за жизнью муравейника, они приучаются к общению с природой. Складывая листья по оттенкам красок, учатся видеть прекрасное. Эти букеты они будут хранить в классе до 8 Марта, вею зиму сберегая маленькую тайну от мам. И как радостно подарить маме такой букет, сделанный своими руками. А педагогу совсем несложно в разговоре от слова «мама» перейти к словам «земля», «Родина». Мне кажется, что в этом уже есть крупица высоконравственного патриотического воспитания...

Другой пример. Чтобы будущий музыкант уверенно чувствовал себя на сцене, он должен часто выступать. Где и перед кем играть начинающему? Возможностей много, но ведь в таких выступлениях должен быть еще и воспитательный эффект. Мы, как мне кажется, нашли интересный выход. Недалеко от Вильнюса есть дом для престарелых. Как-то по случаю одного праздника мы послали туда группу малышей – скрипачей и пианистов. То, что произошло, я никогда не забуду. В зале сидели люди, много повидавшие на своем веку, выпустившие в жизнь своих детей. А на сцене играли восьмилетние малыши. Как эти старики на них смотрели! Видимо, даже не заметили робкой игры начинающего скрипача. В глазах у слушателей блестели слезы. Мне показалось, что эти дети напомнили им и юность и их сыновей, лишенных доступа не только к искусству, но и просто к образованию в буржуазной Литве. Слушатели вдохновляли играющих... Можно представить себе самочувствие молодого музыканта, воспринимающего жизненную теплоту, излучаемую таким зрительным залом. Эмоциональное воздействие здесь было колоссальное: малыш понял, что он может дарить людям счастье. Он нужен людям. И, поняв это, он стремился ответить такой асе теплотой, с какой встретили его эти старые люди. Обоюдная человеческая тяга и уважение связали детей и взрослых. Какой стимул работать дальше, чтобы еще раз приехать и играть! А как старики будут ждать этой встречи! Мне кажется, что для детей трудно найти лучшую концертную и воспитательную практику. Так, шаг за шагом, даруя радость другим и получая ее в ответ, ребенок становится Человеком. Он понимает, что его труд необходим людям. А главное, развиваясь как музыкант-профессионал, он развивается и как человек, способный остро видеть, тонко чувствовать, глубоко понимать...

Не могу не упомянуть и о трудолюбии, организованности, которыми должен обладать ученик нашей школы. Сама сцецифика школы требует от него особого прилежания, большой настойчивости и умения четко распределять свое время. В противном случае не справиться с теми нагрузками, которые ему предстоит нести на протяжении всех лет учебы. Эти нагрузки с каждым классом возрастают, и дети должны привыкнуть к ним, так как после окончания школы их ждет еще более напряженный труд. Ведь легких дорог в искусстве нет.

Три музы под одной крышей

М.-К. Чюрленис, чье имя носит школа, был удивительным живописцем и одновременно выдающимся композитором, основоположником литовской профессиональной музыки. В его творчестве мы сталкиваемся с уникальным переплетением элементов музыки и живописи – его симфонические поэмы, фортепианные, органные и вокальные произведения настолько красочны, что, слушая их, явственно видишь перед собой то дремучий лес, то бушующее море, то далекие сказочные миры; а некоторые циклы его картин не только по названиям отдельных работ, но и по духу, характеру и содержанию напоминают сонаты, поэмы, баллады, фуги, прелюдии... Все его творчество овеяно удивительной фантазией, широким полетом мысли.

Творчество великого художника и композитора находится в тесной связи с фольклором, мифологией, песнями и орнаментами литовского народа.

В своих письмах и высказываниях Чюрленис не раз выражал мечту о том времени, когда в большое искусство придут дети простых литовских крестьян и рабочих. Народное творчество в его понимании должно быть основой профессионального искусства, его питающей средой и источником вдохновения. Воплощением этой мечты и стала наша школа. Ученики ее на всех отделениях изучают народное творчество: литовские народные песни, сказки, знакомятся с национальными орнамёнтами, которые в неисчислимых вариантах повторяются в работах деревенских ткачих и резчиков по дереву, с чертами народной архитектуры. И мы с радостью видим, что все это глубоко входит в плоть и кровь наших воспитанников. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать, сколько неподдельного чувства пианисты и дирижеры-хоровики вкладывают в работу над народными мелодиями, или посмотреть, с какой любовью маленькие художники иллюстрируют сказки и песни.

Учащиеся разных отделений не только постоянно находятся в ближайшем соседстве, но и общаются между собой, одновременно приобретая много знаний по смежным видам искусств. Музыканты обязательно проходят курс истории изобразительного искусства, танцоры знакомятся с основами музыкальных форм й жанров, а художники вникают в тайны музыки и балета. Связь между тремя музами идет по множеству линий, и не удивительно поэтому, что художники постоянно выбирают танцоров и музыкантов в качестве объектов изображения в своих работах; музыканты и танцоры со знанием дела рецензируют выставки работ учащихся художественного отделения, а художники поют в хоре.

Примером такого «слияния муз» явилось и исполнение коллективом Школы искусств балета «Мальчик без сердца», написанного по нашему заказу маститым композитором А. Кленицкисом. Той же цели – взаимному творческому обогащению – служил и своеобразный конкурс, в ходе которого будущие живописцы, графики и скульпторы создавали работы по мотивам «Карнавала зверей» К. Сен-Санса, исполнявшегося солистами и оркестром школы.

Мы стремимся к тому, чтобы из стен школы выходили не узкие специалисты, а настоящие художники, артисты в лучшем смысле слова – всесторонне образованные, высококультурные, эрудированные люди.

Туг же оговорюсь. Получив после окончания наглей школы аттестат зрелости и удостоверение о пройденном курсе на одном из ее отделений, наши выпускники, чтобы стать самостоятельными работниками искусств, затем должны получить высшее образование по избранной специальности. Лишь выпускники хореографического отделения прямо от нас идут в балетные труппы театров или в народные ансамбли.

Несколько слов о призах

В школу имени Чюрлениса часто приезжают гости из разных городов Советской Литвы, из Москвы и братских республик, из разных стран мира. Когда они спрашивают, какие результаты приносит наша работа, мы показываем им «трофеи» наших учеников. Дипломы и призы, почетные и поощрительные грамоты бережно хранятся в школе. Предметами особой нашей гордости являются награды, полученные в 1971 году на конкурсе молодежи в Чехословакии, который носил название «Биенналефантазии». Работа нашей ученицы Дайны Степонавичюте «Корабль» была удостоена высшей награды – «Гран-при», а школа имени Чюрлениса получила первую премию за лучшую коллекцию присланных работ.

Немало призов, премий и наград на счету воспитанников музыкального отделения. Помню, когда маленькие скрипачи и пианисты нашей школы два года назад приехали на очередной конкурс юных исполнителей в Чехословакию, устроители этого смотра встретили их словами: «Ну, раз приехали дети из школы Чюрлениса, основные призы опять уедут в Вильнюс...» Среди трофеев этого отделения есть призвызывающий у наших гостей особое восхищение. Это золотая медаль, которую оркестр Школы искусств осенью 1976 года завоевал на международном конкурсе молодежных оркестров в Западном Берлине в упорной борьбе с коллективами из Австралии, Австрии, Болгарии, Польши, США, Финляндии, ФРГ, Чехословакии и Японии. Про наших мальчиков и девочек знаменитый дирижер Герберт фон Караян, чье имя носит конкурс, сказал, что «если дети так играют, то за будущее музыки нечего тревожиться...». (Кстати, после завоевания золотой медали оркестру нашей школы было присвоено звание заслуженного коллектива республики.)

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены