Что значит – порядочный человек?

  • В закладки
  • Вставить в блог

Конечно, и сегодня, как и в прежние времена, тон всему задают старые кадры рабочих, ветераны. Сколько среди них по-настоящему порядочных людей! Я хорошо помню, как пришел на завод после семилетки учеником электромонтера. Поначалу учение не пошло, хотя нравилось. То ли мастер попался не очень добросовестный, то ли я был плохим учеником, то ли еще что. Только не ладилась у меня учеба долго: в основном годился только для того, чтобы подать да принести чего-нибудь. Без этого тоже, конечно, нельзя в ученичестве, но когда я увидел, что оно затянулось, стал пропадать на токарном участке. Вот там-то другой мастер меня заметил и говорит: «Давай пробуй». Я сначала боялся – обжегся ведь уже на одном ученичестве. Но вскоре привык и поверил в своего нового мастера. Он очень много сделал для того, чтобы я стал токарем. Часто и руки болели и терпения не хватало – откуда у пацана терпение? – а он одно говорил:

– Только через терпение, только через упорство приходят успехи. Но запомни, что и они не даются один раз и на всю жизнь: их надо развивать постоянным и добросовестным трудом.

Вокруг нас, учеников, много было токарей-асов. И мы ходили и любовались на их работу, как в театре. Был такой Василий Иванович Можаев – настройщик револьверных станков. Он и резцы помогал нам точить и скорость учил выбирать, а увидит, что у кого-то работа не ладится – подойдет, сам настроит станок, постоит немного, посмотрит, как дело пошло, и идет дальше. Вот истинно порядочный человек был!

А ведь они, кадровые рабочие, тогда не обязаны были нас обучать, это не входило в их прямые обязанности – на это есть мастер. Широко распространившееся сегодня в нашей стране движение наставничества, если подумать, тоже есть движение глубоко порядочных людей. Ведь именно в силу своих душевных качеств, в силу своей природной отзывчивости один человек идет на помощь другому. Должен же кто-то заниматься с ребятами, приобщать их к труду, научить с уважением относиться к рабочей профессии. Это ведь тоже очень важное качество порядочного человека – уважение к труду.

Воспитание людей – дело не простое, длительное. В этой работе у нас накоплен уже достаточно богатый опыт, применяется большое количество разнообразных форм и методов. Но, мне кажется, мы редко напоминаем людям о таком простом и привычном понятии, как совесть. Она тоже, на мой взгляд, является одним из основных условий порядочности человека. И в этом меня еще раз убедили письма читателей «Смены» в № 3, с которых, собственно, и началась дискуссия на тему «Что значит – порядочный человек?». Если людей гложут сомнения, как Анну М. и Виталия С, если они самокритично оценивают то, что сделали, если они обращаются к своей совести, значит, они наделены чувством порядочности. Ведь непорядочный человек никогда не обращается к своей совести. Зачем? Она у него за семью замками спрятана от посторонних взглядов.

А вообще всем нам надо почаще заглядывать в самих себя, ежедневно с предельной долей самокритики оценивать свои поступки, и тогда нам не придется прилагать каких-то особых усилий, чтобы не только казаться, а быть на деле порядочными людьми.

Не могу смотреть другу в глаза

Со мной произошло то, о чем я никому из близких не могу рассказать. Меня считают добрым, хорошим. отзывчивым товарищем, готовым помочь в тяжелую минуту. На самом деле все обстоит далеко не так.

Со мной произошла большая беда. Я перестал себя уважать. Это случилось потому, что я предпочел всему свой покой, который теперь обернулся для меня ужасными душевными муками, угрызениями совести. Прошло почти два месяца, но я отчетливо помню тот злополучный вечер, который все перевернул в моей жизни. Живу я на окраине. Проводив после танцев девушку, я возвращался домой. Прохожих на улице почти не было. В темноте у забора я заметил человека. Он лежал, уткнувшись лицом вниз. Я не подошел к нему, а только крикнул, проходя мимо: «Иди-ка, папаша, домой и проспись... Нечего тут валяться!» Человек ничего не ответил. Несколько раз я еще оглянулся. но он продолжал лежать. А утром мне позвонил мой бывший одноклассник и хороший товарищ и сказал, что у него умер отец. Умер ночью, внезапно, от инфаркта, когда возвращался домой со второй смены. Потом мне показали место, где это произошло. Именно в том месте я видел лежащего человека. Мне рассказали, что его нашли поздно ночью и умер он в машине «Скорой помощи». Врачи сказали, что если бы их вызвали хотя бы на полчаса раньше, то все обошлось бы благополучно. Я не знаю, что написать еще. Меня постоянно мучает моя совесть, и я не могу теперь смотреть другу в глаза. Но мне хочется (теперь я это остро почувствовал), чтобы люди меньше думали о себе и больше о других.

А., Тбилиси

Не поступись совестью!

Виктор Розов, драматург

На мой взгляд, порядочность – слово очень простое и понятное. Оно не нуждается ни в каких синонимах, смысл его ясен каждому, даже пятилетнему ребенку, и расшифровывать его как-то особо, думается, нет нужды.

А вот поговорить о том, легко или трудно сегодня быть порядочным человеком, стоит. Я думаю, безоговорочно можно утверждать, что легко тому, кого окружают тоже порядочные люди. Ну, а поскольку установить всеобщую порядочность, по-моему, невозможно, даже если все до одного будут назубок знать моральный кодекс строителей коммунизма, то следует говорить о том, что и как должен делать каждый сознательный гражданин, чтобы вокруг него и рядом было как можно больше порядочных людей.

Я очень много думал над этим вопросом. С одной стороны, идеальной жизни на Земле никогда не было, нет и, очевидно, не будет. Но когда я встречаюсь с молодой аудиторией, я всегда говорю: «В разные времена жили разные люди: во времена инквизиции были инквизиторы, но в то же время были и Галилей, и Джордано Бруно, и великие живописцы, и даже великие писатели». Однако при прочих равных условиях, когда сегодня в кинотеатрах идут хорошие картины, по телевизору показывают интересные постановки, читаем мы все полезные и добрые книги, некоторые люди вырастают отпетыми негодяями, а другие всю жизнь свою проживают по-настоящему порядочными людьми. Понятно, что здесь действует старая истина, гласящая, что «в семье не без урода», однако одно дело – родиться с физическими недостатками и совсем другое – недостатки морально-нравственные, полученные в результате неправильного воспитания. А также самовоспитания, добавлю я.

Начинать воспитывать порядочность в человеке надо не в 25 лет. И не в 20. И даже не в 15, а в самом раннем возрасте, когда личность только формируется, когда в ней как бы программируется отношение человека к жизни. В самом общем, упрощенном виде проблема решается так: чем выше к человеку требования, тем больший запас порядочности он сохранит в себе, тем больше он сможет отдать хорошего и доброго окружающему его миру.

Однако я боюсь призывать к такой порядочности, которая обрекает человека на трудное, конфликтное существование, если непорядочный человек будет при этом преуспевать. В то же время мы не можем призывать и к негодяйству: «Ах, раз с тобой так, значит, и ты можешь поступать так...» Такое, с позволения сказать, «воспитание» ведет только к порче личности. В последнее время я все чаще стал замечать примеры такого воспитания. Как же можно призывать молодых людей быть порядочными, если некоторые взрослые сами сплошь и рядом ведут себя непорядочным образом: бросают семьи с детьми, напиваются пьяными, воруют, берут взятки, хитрят на глазах у всех – это все только коверкает наше молодое поколение.

Для меня, драматурга, это больной вопрос. Когда я пишу пьесу, я долго и мучительно об этом размышляю. Каждой своей пьесой я стараюсь бороться с проявлениями непорядочности, искоренять ее из нашего общества, из наших людей. Естественно, в основе моего негодования лежит позитивная программа. Ведь пафос негодования против отдельных темных сторон нашей жизни – естественный пафос. Именно им проникнуты и слова Леонида Ильича Брежнева на XVIII съезде комсомола: «Утверждение норм и принципов коммунистической морали невозможно без постоянной и настойчивой борьбы с антиобщественными проявлениями, духовной скудостью и ее неизбежными спутниками – пьянством, хулиганством, нарушениями трудовой дисциплины. Не меньшую опасность представляют и скрытые, на первый взгляд не всегда заметные проявления безнравственности. Равнодушие, иждивенчество, цинизм, претензии получать больше, чем даешь обществу, – подобные нравственные изъяны не должны быть вне поля зрения комсомола, да и всей нашей общественности».

Если маленький человек еще в школе видит – а ребята прекрасно видят и понимают все сложности взаимоотношений взрослых, все нюансы их поведения, – что учительница его не самостоятельна в суждениях и в поведении, то постепенно и он начинает смотреть на мир такими же «несамостоятельными» глазами.

Некоторые учителя литературы, например, преподают свой предмет с таким душевным безразличием, что иной ученик, даже не прочитав повесть или рассказ, говорит: «Я и так знаю, как должен отвечать». «Но ты-то сам так же думаешь?» «Нет, я думаю совершенно по-другому, но я знаю, что должен ответить так, как надо учителю, потому что его не интересует, что я думаю».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены