Что такое меткий стрелок?

Б. Винтер| опубликовано в номере №48, февраль 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

СО ВРЕМЕНИ мировой войны военные командования поняли что против сосредоточенного огня современной артиллерии и пулеметов устоять нельзя. Отсюда родилось желание довести этот огонь до наивысшего напряжения, увеличить скорострельность пушек и винтовок, ввести автоматическое оружие и заменить отдельную винтовку в руках бойца — пулеметом. Немцы еще в середине войны дали блестящий пример такой замены, когда увели во вторую линию окопов всех бойцов и оставили на первой линии только пулеметы, расположенные чуть не через 25 метров. Пока эти пулеметы были боеспособны — ни одна атака не могла удаться: сопротивление такого участка могло быть сломлено только тяжелой артиллерией.

И вот, несмотря на уроки войны, сейчас по всему нашему Союзу идет широкая кампания за организацию массового стрелкового дела.

Почему развернулась эта кампания? Не отпадает ли значение индивидуального стрелка на второй план в наш век исключительного роста военной техники?

В чем здесь дело?

Во-первых, — автоматическое оружие будет действительно мощным средством только в умелых руках. В конце концов винтовка, ведь, представляет из себя механизм, с которым надо уметь обращаться для того, чтобы попасть из нее в цель. Нельзя сказать, чтобы мы умели это делать. Опыт мировой войны показал, что наши стрелки для вывода одного противника из строя должны были тратить такое количество выпускаемого металла, какое равно двойному весу самого стрелка... И это, при наших пятизарядных винтовках! А попробуйте представить себе взвод бойцов, вооруженных тяжелыми пулеметами, дающими 600 выстрелов в минуту. Сколько пудов пуль надо будет им выпустить на одного противника, если они умеют стрелять только в воздух!?

Такую «роскошь» могло позволить себе лишь царское правительство. Хорошо обученный стрелок будет расходовать в бою на 90° меньше патронов, нежели стрелок, умеющий лишь производить выстрелы.

А затем условия современной войны таковы, что не всегда даже самое усовершенствованное оружие дает перевес. Когда противники сидят друг против друга в окопах, и когда у неприятеля есть несколько очень метких стрелков, то кто может им помешать расстреливать на выбор ваш комсостав, снимать прислугу ваших пулеметов и минометов и портить самые пулеметы, разбивая их механизм бронебойными пулями? Это не одни предположения, — в свое время британское командование отметило одного снайпера*) который своими меткими попаданиями заставил замолчать целую батарею 150 м/м орудий.

__________

*) Снайпер, — английский фронтовой термин для сверхметкого стрелка.

Германские снайперы выводили из строя англичан на всем фронте по несколько сот человек в день что в течение месяца давало цифру потерь равную по численности целой дивизии. На румынском фронте германские снайперы делали буквально «райские долины». И даже старая русская армия когда она безоружная отступала в 1915 г. с Карпат узнала цену «снайпингу». — Нашему батальону, теснимому наступающими немецкими гвардейцами был дан приказ отступить из-за недостатка патронов. Чтобы задержать продвижение противника командир выдвинул 15 лучших стрелков на склон холма впереди окопов с приказом выбивать немцев с самых дальних дистанций, в особенности их командный состав. В это время батальон был выведен из окопов и оставлен сзади них, в роще. После бешеного артиллерийского огня немцы перешли в наступление но должны были остановиться, понеся большие потери убитыми и ранеными. Несколько раз они возобновляли попытки, не замечая, что их пулеметы и орудия бьют по пустым окопам, наконец, выдохнулись и залегли.

Таким образом, 15 винтовок индивидуальным огнем на 16 часов задержали и приостановили наступление целого полка с артиллерией и пулеметами.

Что же такое «снайпер»? Что требуется от стрелка, чтобы он мог нести службу «снайпера»?

В двух словах можно определить так: это тот кто на расстоянии в 500 — 600 метров в состоянии попадать в голову человека на несколько секунд появляющуюся в отверстии бойницы. Попробуйте реально представить себе, что такое величина головы, и какой она должна казаться на таком расстоянии и вы увидите, что эта задача требует «совершенных людей» и «совершенного оружия». Снайперские винтовки должны быть отборными и должны иметь телескопические прицелы, позволяющие вести очень точную стрельбу.

Снайпера в месяц выработать нельзя, равно как и в короткие сроки призыва на военную службу. Потому и наибольший контингент пополнения рядов «сверх метких» стрелков должен итти или из охотников, или из стрелковых спортивных клубов. На Западе в буржуазных странах хорошо учли значение стрелковой подготовки. В Америке, Англии, Германии, Франции — целая сеть спортивных стрелковых клубов выпускает ежегодно крупные кадры хорошо обученных стрелков. В Англии школьники, чтобы перейти из класса в класс обязаны сдать известные стрелковые упражнения и таким образом к призывному возрасту они достигают стрелкового совершенства. В той же Англии ежегодные состязания подростков по стрельбе (в возрасте от 12 до 15 лет) собирают более 15.000 участников.

У нас в СССР армия перешла к территориальной системе обучения. Малые сроки призыва не дают возможности выработать классных стрелков.

Поэтому мы должны себе точно уяснить, что наша стрельба — не забава, а подготовка будущих снайперов, и лишь изучая стрелковое дело и трехлинейную винтовку, — именно то оружие, с которым придется иметь дело на войне, можно будете уверенностью сказать, что будем иметь хороших красных бойцов, сверхметких стрелков.

Посмотрим же теперь, в чем заключаются те трудности, которые должен преодолеть «снайпер». Ведь, все дело заключается в том, что он должен на большом расстоянии класть все свои пули в очень маленькую цель.

Разве недостаточно навести мушку на цель чтобы сразу попасть в нее?

Оказывается что это не всегда так.

Чтобы было понятнее, мы будем разбирать все по порядку.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Беседа врача

Вопросы наших читателей о наболевшем

Почтовый ящик

Письма наших читателей