Что такое коммунизм

М П Баскин| опубликовано в номере №301, январь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

В. И. Ленин – гениальный борец за победу коммунизма во всем мире

21 января 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. «Он был поистине гением революционных взрывов и величайшим мастером революционного руководства» - так охарактеризовал Ленина его великий соратник и продолжатель его дела товарищ Сталин.

Весь жизненный путь Ленина - это путь смелой и беззаветной борьбы за дело рабочего класса, за освобождение трудящегося человечества от капиталистического гнета. Владимир Ильич Ленин беспредельно горячо любил свой народ, глубоко верил в его силы, со всей страстностью ненавидел врагов рабочего класса, какими бы одеждами ни прикрывали они свою предательскую сущность. Победа коммунизма во всем мире - такова конечная цель, к которой стремился Ленин; борьба за эту цель являлась для Ленина основным жизненным призванием.

Выступая 2 октября 1920 года на III съезде комсомола со своей исторической речью о задачах союзов молодежи, Владимир Ильич так определил природу коммунистической морали:

«В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» (Ленин «Избранные произведения» в двух томах. Т. II, стр. 445. Парт - издат. 1934).

И Ленин на собственном примере показал, что интересы коммунизма были кровными интересами его существования. Он с исключительной последовательностью с первых дней своей политической деятельности боролся за дело коммунизма. Еще в 1894 году, т.е. 24 лет от роду, Владимир Ильич Ленин выпускает на гектографе свою замечательную книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал - демократов», в которой заявляет во всеуслышание о победоносной, коммунистической революции как величайшей задаче пролетариата и всех трудящихся. Мы не найдем буквально ни одной книги Ленина, ни одной его статьи, где бы Ленин не раскрывал перед трудящимися массами их прекрасное будущее - коммунизм.

Величие коммунистической революции заключается, по Ленину, прежде всего в том, что в итоге этой революции народные массы впервые в истории человечества становятся подлинными хозяевами своей жизни, своей судьбы. Он рассматривал коммунизм как результат активной деятельности миллионов. Видя в коммунизме неизбежный результат общественного развития, Ленин в то же время беспощадно боролся с контрреволюционной меньшевистской «теорией» самотека, «теорией», утверждавшей, что человечество придет к коммунизму само собой, в порядке «плавного развития», без классовой борьбы.

Ленин учил, что только беспощадная борьба нового со старым, только беспощадное подавление сопротивления эксплуататорских классов, только революционная классовая бдительность являются залогом победы коммунизма над капитализмом.

Коммунизм мечты

В своей знаменитой статье «Три источника и три составных части марксизма», впервые напечатанной в марте 1913 года в большевистском журнале «Просвещение», Ленин с большой силой говорит о коммунистических стремлениях прошлого. Эти стремления были отражением того гнета, который испытывали на себе эксплуатируемые массы, справедливо видевшие в коммунизме избавление от невыносимой нужды, от голода и нищеты.

В далекой, седой древности, в жестокую пору средневековья, когда вместо рабовладельческой формы эксплуатации возникла новая, крепостническая форма эксплуатации трудящихся, в период крушения феодализма и возникновения капиталистических отношений, коммунистические идеи постоянно вспыхивали в сознании масс как яркий светоч, как знамя борьбы, как прекрасная мечта, осуществление которой представлялось в то время тяжелой, невыполнимой задачей.

Излагая в «Развитии социализма от утопии к науке» историю коммунистических движений прошлого, Фридрих Энгельс писал: «... При каждом крупном буржуазном движении вспыхивали самостоятельные движения того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата» (см. Маркс «Избранные произведения». 1. I, стр. 108). Возникали требования «упразднения не только классовых привилегий, но и самих классовых различий» (там же). Создавались многочисленные учения, ярко рисовавшие прекрасную картину коммунистического строя. Эти учения не могли указать трудящимся пути их освобождения, они ограничивались обычно лишь мечтами о лучшей жизни, однако и в этом виде они сыграли огромную всемирноисторическую роль.

В начале XVI столетия в Англии выступил с замечательной коммунистической теорией английский канцлер Томас Мор. Несмотря на свое положение в обществе Томас Мор решительно отвергает аристократические воззрения, его симпатии всецело на стороне масс. Он думает не о ничтожной кучке аристократов, а о широких трудящихся массах Англии, изнемогающих от непосильного бремени эксплуатации. Он беспощадно критикует господствующие в Англии общественные отношения, он дает убийственную критику «благородных богачей».

Томас Мор рисует замечательную картину того строя, при котором не будет эксплуататоров и эксплуатации, навсегда исчезнет безработица и каждый человек будет спокоен за свое будущее, за будущее своих детей и внуков. В этом обществе все продукты не только совместно производятся, но и распределяются через общественные склады и магазины, причем их производится так много, что каждый имеет возможность полностью удовлетворять все свои потребности.

Однако, нарисовав в столь ярких красках картину коммунистической жизни, Томас Мор не знал, какими средствами можно добиться коммунизма. Коммунизм для него - несбыточная мечта. Он помещает свое коммунистическое общество на несуществующий, фантастический остров, который называет Утопией, что означает по - гречески буквально несуществующее место. Так Томас Мор положил начало утопическому коммунизму, коммунизму мечты, коммунизму, который находится в разладе с действительностью и ее законами.

Трагична личная судьба Томаса Мора. Возбудив против себя ненависть короля, он окончил свою жизнь на эшафоте от руки палача. Ряд замечательных попыток рассказать о коммунистическом обществе был сделан в XVIII и начале XIX столетия. Имена Сен - Симона, Роберта Оуэна, Шарля Фурье навсегда вошли в историю мировой цивилизации как имена смелых критиков капиталистической системы, имена людей, которые дали для своего времени яркую, незабываемую картину преимуществ коммунистического строя.

С какой силой критикует, например, Шарль Фурье противоречия капитализма, богатства ничтожной кучки эксплуататоров и нищету огромной массы населения! С каким энтузиазмом говорит он о преимуществах коммунистической жизни, когда из печальной и тяжелой обязанности труд сделается приятным и необходимым, когда исчезнет нищета, когда женщина сравнится в своих правах с мужчиной, когда дети получат лучшее общественное воспитание. Эпоха коммунизма будет эпохой счастья миллионных масс. И Фурье до мельчайших подробностей рисует картины нового строя. Его интересует все: жилище будущего человека, его одежда, его быт и поведение. Вот один из любопытных отрывков Фурье, характеризующих коллективное сельское хозяйство.

«Те 300 погребов, - заявляет он, - которые имеются теперь у 300 деревенских семей (1500 - 1600 человек), будут заменены особым обширным и благоустроенным погребом со специальными отделениями для каждого продукта или даже для различных видов одного и того же продукта. Вентиляция, отопление, сушка и проч. будут там устроены образцово, о чем в отдельном хозяйстве приходится только мечтать... Особенно значительная экономия будет достигнута путем принятия мер против пожаров, эпизоотии, потрав и проч...» (См. Фурье «Избранные сочинения», стр. 102 - 103. 1918).

Доказывая превосходство коммунизма, великие утописты нового времени, так же как и их предшественник Томас Мор, не в состоянии ответить на вопрос о путях борьбы за коммунизм. Они надеются добиться коммунизма путем... убеждения богатых. Они с величайшей наивностью обращаются за помощью ко всем «сильным мира сего», включая банкира Ротшильда и французского императора Наполеона I. Они «жалеют» рабочий класс и в то же время не понимают его величайшей роли как могильщика капитала.

Вот почему, если в эпоху незрелости классовой борьбы пролетариата утопический коммунизм играл значительную прогрессивную роль, то в эпоху развитой классовой борьбы, в эпоху научного коммунизма утопический коммунизм становится реакционным, он превращается в тормоз, мешающий освобождению рабочего класса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Новый год

Архивная статья «Смены» за 1938 год