Что и как можно взвесить

В А Корчагин| опубликовано в номере №6, апрель 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Весы Алькгацини были чудом механики того времени, и арабы назвали их «весами мудрости».

Большой затраты времени и труда требовало взвешивание тяжелых грузов.

На торговых площадях старых городов Германии до настоящего времени сохранились еще весы, служащие для взвешивания больших грузов, чрезвычайно примитивного устройства. Толстое бревно подвешено за середину с помощью цепи к потолку постройки, грубые платформы на цепях или канатах служат чашками этих весов.

Естественным требованием, предъявляемом технике, было осуществление такого устройства весов для больших грузов, при пользовании которыми, в первую очередь, не требовалось бы поднимать такую же тяжесть из гирь на чашку весов, каков взвешенный груз.

Это осуществлено устройством десятичных и сотенных весов. Гири, которые кладутся для уравновешивания груза на чашку первых весов в десять, а на чашку вторых весов в сто раз меньше уравновешиваемого ими груза.

Поразительные, по достигнутым целям, результаты применения десятичных весов мы имеем в устройстве так называемых «платформенных мостовых» весов, предназначенных для взвешивания, при чем взвешивания быстрого, грузов от 20.000 килограмм, до 60.000. Особая тщательность изготовления дает такую чувствительность их, что перегрузка или недогрузка их в 1/15000 взвешиваемого груза может еще быть обнаружена. Это последнее означает, что при взвешивании вагона с грузом недостаток 1 килограмма может быть отмечен.

Не менее интересны автоматические весы для взвешивания зерна, встречающиеся в крупных портовых городах.

Зерно с кораблей при помощи элеватора поднимается вверх и по широким передаточным ремням ссыпается, почти непрерывным потоком, в воронку этих весов. Весы снабжены регистрирующим аппаратом и позволяют без особого присмотра и ручного труда взвесить до 150.000 кил. (9.000 пуд.) ржи или пшеницы в течение 10 часов.

Для точных взвешиваний небольших грузов служат так называемые «химические весы».

Главные части их: коромысло, опора для коромысла и чашка с подвесами.

Особого старания и тщательности требует при изготовлении коромысло. Оно представляет собой равноплечий рычаг. Треугольная призмочка, обращенная вниз одним из своих ребер и прикрепленная к середине коромысла, позволяет рычагу опираться на площадку опоры.

Две другие призмочки на концах коромысла, обращенные вверх одним из своих ребер, предназначены для поддержки подвесок и чашек.

Острые ребра всех трех призм должны лежать в одной горизонтальной плоскости, и расстояния ребер крайних призм до ребра средней должны быть равны.

Для достижения этого коромысло снабжается особым регулирующим приспособлением.

Чтобы ребра призм не тупились от тяжести коромысла и подвесов с чашками, когда на весах не работают, особая подвижная рама, т. н. арретир, поднимает и коромысло и подвесы.

Коромысло, для увеличения чувствительности весов к перегрузкам, делают по возможности легким из прочного материала.

Для защиты весов от движения воздуха, что могло бы повредить при правильности взвешивания, весы помещаются в ящик - шкаф со стеклами.

Производя на этих весах взвешивание со всей возможной тщательностью, можно достигнуть весьма большой точности. При взвешивании 1 килограмма достигается точность в 0,005 миллигр. (1 миллиграмм = 0,001 грамма, 1 грамм = 0,001 килограмма), т.е. до 1/200000000 взвешиваемого груза.

Как ни велики были препятствия, какие встречались при необходимости взвешивать тяжелые предметы, они все легко были устранены.

Если старинные весы для этих целей были грубы, малочувствительны, ошибки при взвешивании значительны, все же на этих весах можно было взвешивать. От их усовершенствования зависело только более быстрое, с наименьшей затратой труда, и более точно производимое взвешивание. И техника, как мы видели, легко разрешила эти задачи. В гораздо более тяжелых условиях оказались ученые, когда, благодаря углублению знаний, им пришлось стать перед задачей производить свои наблюдения над ничтожными по весу количествами вещества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Граммофон

Из повести «Железный поток»