Читатели «Смены» о женственности

опубликовано в номере №35, август 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Отклики на статью в «Смене» № 9 - 10

ПО ПОВОДУ статьи и фельетона о женственности, помещенных в № 9/10 «Смены», наши читатели откликнулись живо, одинаково как девушки, так и парни, но большинство сузило вопрос, сведя его, главным образом, к одежде. Кроме того, многие выказали односторонность, говоря исключительно о девушке, в то время как статья говорит о представлениях о женственности, имеющихся в данной среде, в данный момент вообще.

Тов. Быстрицкий в своем письме в редакцию пишет: «О той, у которой каждый день драма перед зеркалом происходит, у которой подозрительно красные губы, в обтяжку юбка и т. д., говорить не приходится. Настоящего комсомольца тошнит от такой «женственности», такой девки ему не нужно». Вполне здоровое отвращение к такому типу женщины имеет в своей основе несомненно классовый момент.

Еще резче ставит вопрос т. М. Стайер (Черемховские каменноугольные копи). «Достаточно было поместить фотографии. Как кто, а наши ребята сразу высказались за ту, под которой написано, что для того, чтобы женщина была женщиной, вовсе не нужно ни особой мягкости, ни бесхарактерности и т. п.»

Общественное мнение слагается вот из таки отдельных взглядов отдельных ребят.

Тот принцип, который лежал в основе женской одежды прежде, принцип привлечения мужского внимания путем разукрашивания, путем подчеркивания половых признаков, продолжает играть еще значительную роль и в вашей комсомольской рабочей среде. Но он уже исчезает, и несомненно, то, что с поднятием женщины до уровня мужчины исчезнет совершенно.

Реакция на буржуазную женственность у многих комсомолок, выражающаяся в «наносной мужественности», порицается ребятами дружно.

Вот, что пишет тов. Путятин с Харьковской чулочной фабрики: «Сколько я встречал таких девушек, которые, вчера вступив в комсомол, сегодня уже постригли косы. И потом, что самое главное у нас в ходу, так это кожаная тужурка. Из последних сил будет выбиваться, голодать, из кожи вылезет, а все - таки приобретет «кожанку». И все это потому, что вот эта самая «кожанка», по мнению многих чудаков, является будто бы «партийной модой, или, как существует выражение, «оденусь по - комиссарски». Эта комиссарская одежда не очень - то дешево стоит, и за нее на зиму можно было бы хорошо одеться, а не мерзнуть как цуцику по своей дурости». Соображения вполне правильные, но главным образом чисто практического свойства. Свой же основной взгляд тов. Путятин высказывает в следующих словах:

«Доказать перехватыванием мужской одежды равенство женщины с мужчиной невозможно, а такая привычка, как курить, отпадет скоро и у мужчин. Девушка, как всякий человек, должна стремиться воспитывать из себя еще лучшего человека, но раз ты по природному назначению девушка, то и оставайся девушкой». Последнее замечание может быть несколько грубовато, но автор хотел, по-видимому, только подчеркнуть то правильное положение, «что физиологические психические особенности женщины, вытекающие неизбежно из ее природы, как пола, физически противопоставленного мужчине, изменены быть не могут и не должны. Тов. Евгения Экран также приводит практические доводы против «мужской одежды». Она говорит: «комсомолка в кожаной тужурке, в кепке на затылке, с папиросой в зубах, с басом, про который даже в песне поется: «голоса ужасные, это комсомолки по улице идут», вредит себе в работе, потому что деревня недолюбливает такую комсомолку, встречает ее недружелюбно, а это имеет большое политическое значение. Такая комсомолка плохой пионер - вожатый».

Тов. Асафьев с Тамбовского порохового завода совсем обрушивается на сапоги и кепку: «по - моему, подражая мужчине во внешности, девушка порет глупистику и галиматью. Мой совет - в женском одеянии работать по - мужскому, нежели рядиться мужчиной и не оправдывать собою мужчины на деле».

Это заявление говорит о правильном подходе к девушке, как к товарищу по работе, от которого требуются, по-видимому, отнюдь не пресловутые мягкость и мечтательность, а «мужские» черты - твердость, энергичность и т. д. Да, это те черты, которые присущи новой женщине, и в большей мере присущи уже комсомолке.

Вопрос о том, что такая новая девушка с сильным характером, с развитым мозгом, может и должна интересовать парня не только как товарищ по работе, но и как женщина, очень волнует «троих из Галича», трех наших корреспондентов из Галича, Костромской губ.

Они спрашивают: «неужели комсомолка привлекает парня только наружностью, платьем и чистым платком? И если комсомолка оденется «по-комсомольски», но будет уделять этому одеванию 50% своего времени, то она будет глупа как любая «барышня», и, по - нашему, это не комсомолка». В этих нескольких строках ярко выражен протест против буржуазного взгляда на женственность. «Трое из Галича» затрагивают в своей корреспонденции также вопрос о том, насколько у самих парней имеются еще старые понятия; так, например, исходя из специфических женских черт, в их организации на пионер. работу выделяют только девушек, ребята считают эту работу «не важной по сравнению с другими», это, мол, «бабское дело».

Это уже действительно достойно протеста. Это перенесение старых представлений о будто было собой женской мягкости и чуткости в нашу действительность - никак нельзя одобрить.

На защиту мужской одежды, правда, с некоторыми оговорками встала тов. Кириако. Тов. задает вполне резонный вопрос: «ношение кожаной куртки, сапог и т. д. разве всегда сопровождается грубостью, нечистоплотностью?»

Тов. Кузьмин в своей статье достаточно показал, насколько нелепо представление о женственности, как об особой чистоте, не такой, как у мужчин, а еще большей. Это, очевидно, спорить об этом не приходится. Но тов. Кириако дальше возражает принципиально:

«Куртку, кепи и т. д. носили в голодные, критические для революции годы и теперь носят женщины и девушки, отдавшиеся работе и учебе. Так гораздо практичнее». Товарищ Кузьмин считает, что «Бебель был прав, утверждая, что современная женская одежда не отвечает действительно здоровой целесообразности». Кузьмин, отвергая ношение женщиной «мужской» одежды, - не указывает, как устранить неудобства женской одежды.

Тов. Кириако считает, что изменение одежды в сторону ее большей целесообразности нужно вообще и особенное значение имеет для женщины. Это изменение одежды может сыграть большую роль в деле изживания двух одинаково негодных крайностей: буржуазной «женственности» и наносной «мужественности».

Как вызов против буржуазной женственности ношение мужской одежды вполне естественно в нашей среде; об этом уже говорилось, но о практичности и проч. можно спорить. Можно привести много доводов и за и против, но вряд ли кто - нибудь будет отрицать, что без особого приближения к мужской одежде можно одеться женщине и сейчас просто и удобно.

Между тем, усмотрев в статье тов. Кузьмина огульное осуждение всех женщин, так или иначе отступающих от женской одежды, некоторые из наших корреспондентов начинают защищать и брюки, и сапоги, и кожаную куртку.

Тов. А. Матулайтис (1 - ая Госфабрика электроламп) пишет:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Седые дни

Отрывок из повести