Читай-город

Константин Смирнов| опубликовано в номере №1163, ноябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Формуляр – зеркало, которое помогает библиотекарю в его работе, показывает сильные и слабые стороны посетителя. Одному при случае ненавязчиво советуют прочесть что-нибудь из классики, другому, замкнувшемуся в интересующей его области, как в футляре, посетуют на узость интересов, никак не подходящую современному человеку. Дадут под руку какую-нибудь книжку, а потом сам придет, попросит посоветовать. И постепенно появляются у людей вкус, интерес к хорошей литературе.

И тут начинаешь задумываться над ролью человека, давшего тебе книгу, совет, над ролью библиотекаря. Он уже не просто подносчик книг с полки, а воспитатель, педагог. Человек, давший тебе книгу... Здесь их двести, этих людей – библиотекарей, социологов, психологов – представителей самых разных специальностей, которые обсуждают, спорят, ищут пути к читателю.

В Государственной республиканской юношеской библиотеке широко применяется метод дифференцированной работы с читателем. И каждый сотрудник, от директора, заслуженного работника культуры РСФСР Ирины Викторовны Бахмутской, до девушек, пришедших в библиотеку совсем недавно, каждый член этого коллектива тонко чувствует и глубоко понимает важность своей миссии – Человека, дающего книгу...

Вошедшему сюда сразу бросается в глаза красочно оформленное приглашение принять участие в работе разнообразных клубов, действующих в библиотеке. Это и поэтическое объединение с увлекательным названием «Алые паруса», и клуб «Щит и меч», и театр «Поэзия», и «Клуб интернациональной дружбы»... Словом, занятия на любой вкус. И, наверное, не так уж важно качество литературных опытов участников «Алых парусов», количество стран, с которыми ведет переписку КИД, – гораздо важнее, что, участвуя в мероприятиях, проводимых библиотекой, юноша или девушка получают возможность узнать новое, обогатить себя. Например, кружки по изучению иностранных языков. Даже тем, кто не изберет своей специальностью лингвистику, знание языка всегда пригодится. Или возьмем «Клуб интересных встреч». Сколько волнующего узнают пришедшие сюда на встречи с писателями, учеными, артистами, с героями войны и труда! И вся эта огромная работа ведется организационно-массовым отделом, в котором всего три (!) человека. И, конечно, не только их неистощимая энергия обеспечивает успех. На мой взгляд, главным и определяющим в деятельности всей библиотеки является дух творческого поиска, беспрерывные искания. Здесь ведутся серьезные исследования по изучению и воспитанию юного читателя, проходят мероприятия, казалось бы, никак на первый взгляд не связанные с прямыми ее функциями, действуют отделы профориентации, социологии, психологии чтения, информационно-библиографический отдел и другие.

Все, чего добивается коллектив, не остается достоянием только этой библиотеки. Сюда постоянно приезжают на семинары комсомольские и библиотечные работники, комплектуются юношеские библиотеки, которые затем рассылаются по тысяче ста адресам, осуществляется шефство над ударными комсомольскими стройками – несколько десятков библиотек организовано на одной Байкало-Амурской магистрали.

Библиотеки принято называть книжными хранилищами. Есть в этом односторонность, определение явно не полное, ибо хранилище – это как бы склад, где всего много, все имеет свой порядок, но ведь недаром говорят, что книга ищет пути к читателю, а читатель ищет книгу, и библиотека в этом обоюдном движении – сильный, творческий очаг связи. И не случайно мерилом ценности библиотеки стали не только уровень ее книжных запасов, но и активность, то умение, с которым она доводит сокровища знаний до читателя.

Нет, наверное, награды более дорогой и более почетной, чем премия Ленинского комсомола 1974 года за высокие достижения в области коммунистического воспитания молодежи, которой наградил юношескую библиотеку ее питомец – комсомол.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены