Чисто белорусское убийство

Александра Романова|16 Ноября 2010, 17:17| опубликовано в номере №1753.1, октябрь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Расследование Александры Романовой

Фото: martinottmann.org

Имя Ли Харви Освальда знает весь Минск. Единственный человек, которого обвинили в убийстве президента США Кеннеди, жил здесь, работая на заводе белорусских телевизоров «Горизонт». Ли Харви Освальд щупал минских баб и ходил зимой бить зайца вместе со слесарями завода. В очередную годовщину убийства Кеннеди Александра Романова попыталась понять, почему Освальд выдержал в Минске всего два года, а потом помчался в США и застрелил там президента.

Ли Освальд приехал в СССР по туристической визе и, очарованный, попросил советского гражданства. Чтобы отделаться от американского коммуниста, его отправили в Минск. Здесь белорусы сделали его то ли контролером, то ли слесарем завода, но с зарплатой директора – исключительно из белорусского принципа «госцю – лепшае». В Минске до смерти любят иностранцев. Это как бабья любовь, которой не нужна взаимность. Никто в этом мире Освальда не любил, кроме белорусов. Его не любила даже собственная мама, которой вечно не было дома, как позже выяснила специально созданная комиссия.

Попав из Минска обратно в США, Ли Освальд превратился в обычного маленького человека, обремененного семьей. Он больше не нравился женщинам и, главное, не мог найти работу. 22 ноября 1963 года он вдруг взял итальянскую винтовку и убил Джона Кеннеди. То есть свалился со своей винтовкой как снег на голову. Многие американцы до сих пор считают, что Освальд действовал по наводке КГБ и что именно подготовкой к убийству он и занимался на заводе телевизоров в Минске. Белорусам же удобнее считать Освальда стрелочником, которого подставило ЦРУ. Разве может житель белорусской столицы быть злодеем?

Тюльпаны безопасности

Ли говорил, что ему в Минске скучно и некуда тратить деньги. В чем-то он был прав. Минск действительно напоминает санаторий для лечения депрессивных состояний. Здесь на редкость спокойная жизнь и неброские цвета. Правда, с 1961 года город во многом изменился. Открылись казино и кафе, где можно потратить деньги, даже заработанные на заводе «Горизонт». Один такой бар под названием «Лондон» находится прямо напротив здания минского КГБ. Я зашла туда, раздумывая: что в Минске может довести человека до политического убийства? Художник Юра Виноградов, управляющий баром «Лондон», рассказал мне, что когда-то он сам снимал квартиру напротив служебного входа КГБ и что там была клумба, где каждую весну высаживали тюльпаны. Неплохо, подумала я, но как мотив для убийства Кеннеди все же слабовато.

А Юра все рассказывал. Он это умеет. Для посетителей он является живым напоминанием о конце 90-х. Если расспросить Юру о тех временах, вы узнаете, как он вышиб дверь туалета в клубе «28» и бил ею двух бандитов по голове. Бандиты тогда чуть не задушили начальника охраны по имени Олег – того, что сейчас преподает в ОМОНе рукопашный бой.

Я спросила Виноградова, что он думает об Освальде и убийстве Кеннеди. Юра ответил так:

– У меня есть друг, бандит, шесть лет в интерполовском розыске. Он говорит, это как вату катать – бессмысленное действие.

– Ты о чем? – не поняла я.

– Что даст тебе знание о реальной гибели Кеннеди? Ничего! Ты все равно не сможешь пережить эту информацию как рождение ребенка, как секс! В конце концов, я похоронил практически всех друзей, и мало кто из них умер своей смертью!

– Кеннеди убили, потому что он был из богатой семьи, – внезапно буркнул завсегдатай клуба откуда-то из угла.

Во мне загорелся луч надежды:

– Что вы имеете в виду?

– Сын Джозефа Кеннеди вообще не должен был выдвигаться в президенты. Он перепугал всю Уолл-Стрит. Они боялись за свои банковские счета и пришили его, а потом и его брата.

Говорящий выглядел как классический интеллигент с чашкой чая. Звали его Евгением, и он читал журнал «Суфий», посвященный мистицизму во всех его проявлениях.

Не Джон, а Анатолий

Версия Евгения выглядела не очень. Ну при чем тут богатая семья? Освальд в Минске прожил два года и повидал, что называется, видов. Ни кегельбана, ни прачечной, один сплошной черно-белый телевизор. А вот версия, в которой замешана женщина, мне очень нравится. Хотя минчане к ней относятся с недоверием.

В 1961 году на профсоюзных танцах Ли Освальд встретил роковую красавицу. Марина Прусакова работала аптекарем. Ей было 19, жила она у дяди – подполковника МВД, который руководил лесозаготовками. За Мариной ухаживали сразу пятеро, но аптекарь вышла замуж за американца и родила ему дочь. Летом 1962 года супруги уехали в США. За месяц до убийства Марина ушла из дома Освальда и написала в советское посольство прошение вернуться в СССР. Когда Освальд стрелял из книгохранилища в президентский кортеж, не исключено, что он метил и не в Кеннеди вовсе, а в Анатолия. Так звали парня из Минска, в которого была влюблена жена Освальда. Марина собирала вырезки из прессы с портретами Джона Кеннеди, потому что он был как две капли воды похож на Анатолия. Так что можно во всем обвинить Марину: какого рожна она сравнивала Анатолия с Кеннеди? Какого черта вообще тут Анатолий и кто он такой?

Правда, у Марины есть железное оправдание: она, как и все американцы, верила в национальную службу безопасности. А Анатолий, как и все в Белорусси, просто ни о чем этом не знал. Он тоже не виноват.

Серая мышь

– Кеннеди мог завалить каждый, потому что система безопасности была фиговая! – фраза прозвучала так внезапно, что я чуть не свалилась со стула. Я видела только спину говорящего, но и по ней было ясно, что это Петр Марцев – специалист по политтехнологиям, легенда белорусской журналистики.

– Освальд был морским пехотинцем, снайпером… – начала было я.

– Да не был он никем, – отрезал Петр. – Да кто он? Мудак, серая мышь!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Аллилейское плотбище

Экспедиция за летающим деревом

Дагестанский блюз

Дуда, не беспокойся ни о чем

Метод Павлова

Самодельные краски особой прочности